Майскую программу легкой музыки составляют сочинения российских композиторов.
«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского исполняются постоянно и повсюду — чаще в инструментовке Мориса Равеля и других аранжировках, нежели в оригинальном фортепианном варианте. Цикл написан по мотивам посмертной выставки художника Виктора Гартмана, друга композитора, но не все пьесы имели прототип на экспозиции. Сказочные названия частей не должны сбивать с толку. «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» и трудно переводимое на русский Bydło — скорее не конкретные персонажи и объекты, а потаенные душевные области жителя Российской империи времен Александра Второго. Или варианты автопортрета Мусоргского, композитора не слишком удачной судьбы, чей радикализм долго считался безграмотностью.
«Вечерок» Валерия Гаврилина — картинки не для выставки. По степени откровенности и беспощадности автора к себе это интимный дневник. Гаврилин избегал работы с профессиональными литераторами, делая исключение только для ленинградской поэтессы Альбины Шульгиной, и для нескольких номеров цикла написал собственный текст. По слову Дмитрия Ренанского, «фирменные тим-ти-ри-рим и прочие чвики-чвики, которыми испещрены все партитуры композитора — банальная психологическая защита: белиберду обычно несут тогда, когда не в силах сказать самое главное».
Два цикла связывает «Картинка с выставки» Александра Вустина, написанная для пианиста Алексея Шмурака и его проекта «Незначительная музыка».
6+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова