Премьерные показы пройдут в оперном 22, 23, 24 и 25 февраля.
Над постановкой работали ушедший из жизни летом 2017 года Сергей Вихарев и Вячеслав Самодуров, которому пришлось самостоятельно заканчивать работу над хореографией. Дирижером-постановщиком новой «Пахиты» стал Федор Леднёв. Художником-постановщиком выступила Альона Пикалова, художником по костюмам — Елена Зайцева, художником по свету — Александр Наумов. Над спектаклем также работали педагоги-репетиторы: Вера Абашева, Юрий Веденеев, Лилия Воробьева, Татьяна Луань-Бинь, Алия Муратова и Антон Пимонов. Идея спектакля принадлежит Сергею Вихареву и Павлу Гершензону.
Не реконструкция, а интерпретация
«Пахита» впервые увидела свет в 1846 году в Парижской опере. Через год Мариус Петипа дебютировал с «Пахитой» в Петербурге, выступив постановщиком и исполнив главную мужскую партию. В 1881 Петипа, уже главный балетмейстер Императорских театров, возобновил «Пахиту» для балерины Екатерины Вазем, добавив несколько новых номеров. В советские годы на сцене сохранился только финальный танцевальный ансамбль — Большое классическое па: оно в ХХ веке повсеместно шло под названием «Пахита».
По словам хореографа Вячеслава Самодурова, несмотря на уникальность и неповторимость классической постановки, новая «Пахита» – это не реконструкция в прямом смысле, а скорее интерпретация классического балета.
«Очень много нового в этой постановке — с точки зрения дизайна, музыки, режиссуры, идеи. «Пахита» – очень необычный способ обратиться к прошлому. Балет Петипа ушел со сцены, мы не воссоздаем его, но интерпретируем «Пахиту», глядя на нее с позиции сегодняшнего дня. У нас получился совершенно новый и динамичный спектакль».
«Губернатору — грим злодея»
Над костюмами для спектакля работала Елена Зайцева.
«Еще во времена работы над «Спящей красавицей» с Сергеем Вихаревым в 1998 году, мы поняли, что даже аналогичные костюмы в реконструируемых спектаклях ощущаются зрителями иначе, чем в первый раз. Даже если человек видел спектакль, спустя время он воспринимает иначе все, и костюмы тоже. И тогда, и теперь, мы ставим перед собой задачу не восстановить хореографию и костюмы, а восстановить то чувство восторга, которое испытывал зритель».
По словам художницы, адаптировать костюмы под современную версию не пришлось, спектакль остался отчасти неизменным. К тому же — лаконичным, сохраняющим яркую локальную цветность: в костюмах для «Пахиты» присутствуют лишь шесть цветов — красный, черный, серый, белый, синий и желтый.
«Никаких нюансов, полутонов. Мы специально себя ограничили. И в гриме тоже: губернатору — грим злодея, главная героиня должна быть красавицей. Мы хотели сохранить ощущение игры и не хотели показывать имитацию жизни или имитацию старого спектакля».
«В первом акте мы попытались показать даже не классический театр, а макет классического театра — будто куколки, которых ставят на импровизированную сцену. Второй акт — двадцатые годы. Здесь мы воплотили сюжет, который хотели бы увидеть люди, смотрящие немое кино 20-х годов. В третьем акте мы доехали до современности», – говорит Елена.
Специально для этого спектакля петербургский композитор Юрий Красавин сделал свободную оркестровую транскрипцию исторической партитуры Эдуарда Дельдевеза и Людвига Минкуса.
«Работы пришлось сделать действительно много, – говорит композитор. – Я старался думать о том, что будет интересно современному слушателю».
Премьерные спектакли посвящены памяти хореографа Сергея Вихарева, они пройдут в Екатеринбургского театра оперы и балета с 22 по 25 февраля.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина