Либретто было написано на английском языке в двух редакциях греком Никосом Казандзакисом вместе с композитором по мотивам своего же произведения «Христа распинают вновь». Работа над оперой «Греческие пассионы» велась в 1954-1959 годы, это последняя из 16 опер Мартину.
«Греческие пассионы» создают трилогию вместе с недавними «Пассажиркой» и «Сатьяграхой». Директор оперного театра Андрей Шишкин уточнил на презентации, что все три оперы ставились в России впервые, и каждая из них стала полномасштабным проектом.
«Опера «Греческие пассионы» станет апогеем проекта, который включает много сопутствующих мероприятий», – пояснил Шишкин на открытии выставки в Овальном фойе театра.
В конце зимы обычно недоступная для зрителей часть театра – декорационный цех – станет местом сценической читки романа «Христа распинают вновь». Над постановкой работают драматург Ирина Васьковская и режиссер Дмитрий Зимин, в читке заняты артисты Свердловского театра драмы. В марте 2018 году проект будет представлен в Москве в Посольстве Чешской республики. Примерно в это же время в Екатеринбурге пройдет симфонический концерт, на котором состоятся две российские премьеры сочинительства Мартину – Симфония №4 и кантата «Букет». Дирижировать будет Оливер фон Дохнаньи. На следующий день в кино-конференц-зале Ельцин-центра покажут концерт-презентацию Полного собрания сочинений, изданного Институтом Богуслава Мартину в Праге.
В дни премьеры на площадке Ельцин-центра планируется провести симпозиум «Опера и религия», в котором примут участие директор Института Богуслава Мартину Алеша Брежины, председатель Международного общества друзей Никоса Казандакиса Георгес Стассинакис, директор Греческого культурного центра в Москве Теодор Янниц и ряд российских музыковедов и критиков.
При создании «Греческих пассионов» Екатеринбургский театр оперы и балета обратился к Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Консультантом постановки от Екатеринбургской епархии РПЦ стал игумен Вениамин Райников.
По словам игумена, его «совесть молчит», когда он читает материалы к постановке.
«Постановка очень интересная, и она требует очень внимательного отношения, ведь затрагиваются очень серьезные темы, – сказал игумен Вениамин. – При работе над этим проектом моя задача заключается в том, чтобы ничего не делать. Ведь когда ты все делаешь правильно, твоя совесть молчит. В материалах, которые мне были показаны, мне придраться не к чему. Это именно тот редкий случай, когда культурное учреждение и церковь так тесно сотрудничают».
Игумен Вениамин также уточнил, что команда постановщиков работает достойно, и чувства верующих задеты не будут, так как в постановке нет ничего, что шло бы вразрез с мнением церкви, к тому же у авторов нет задачи привлечь внимание через эпатаж, никто не пытается искусственно разжечь конфликт.
Как и в случае с «Пассажиркой» и «Сатьяграхой», команда постановщиков почти не претерпела изменений. Над «Греческими пассионами» работают Тадеуш Штрассбергер и Оливер фон Дохнаньи, присоединился к ним сценограф Кевин Найт.
«Работа над оперой «Греческие пассионы» становится продолжением диалога, тема которого была затронута и раскрыта в «Сатьяграхе» и «Пассажирке», это тема преодоления зла, – сказал британский режиссер Тадеуш Штрассбергер. – В произведении есть история и сюжет, но при этом есть целых 16 музыкальных фрагментов, которые соединяют части целого. Мы задались идеей заполнить их новым смыслом, постараться через музыку раскрыть героя и настроение произведения».
Декорации к постановке постарались спроектировать так, чтобы они выглядели как настоящие дома в Греции - старинные и белоснежные
Премьера оперы «Греческие пассионы» состоится 19-22 апреля 2018 года в Екатеринбургском театра оперы и балета. Уже сейчас в Овальном фойе на втором этаже гости театра могут познакомиться с открывшейся выставкой. Для того, чтобы следить за событиями, разворачивающимися вокруг этого проекта, был создан сайт «Греческие пассионы», официальный старт которого запланирован на декабрь 2017 года.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина