Имя Борхерта известно лишь узкому кругу специалистов, но его творчество, наполненное экспрессионистской энергией и глубоким социальным подтекстом, заслуживает внимания. Родившись в Германии, он учился у мастеров Баухауса, в том числе у Пауля Клее и Василия Кандинского, а затем переехал в СССР, где оформлял общественные пространства.

«Это не самая известная фигура в отечественном искусстве 30-х годов, его имя сейчас, к сожалению, известно только узкому кругу специалистов и ценителей. Борхерт – немец по происхождению, архитектор по образованию, выпускник известной архитектурной авангардной академии», – рассказали в музее.

В Москве Борхерт руководил проектной мастерской треста «Малярстрой», занимаясь цветовым оформлением интерьеров. Там он познакомился с художницей Софьей Матвеевой, которая стала его женой и соратницей. В экспозиции представлены ее графические работы, проникнутые мягкостью линий и стремлением к гармонии.

Творчество Борхерта 1930-х годов демонстрирует эволюцию стиля. Сначала его работы отличались четкими силуэтами и конструктивизмом, затем приобрели экспрессионистскую динамику и социальную напряженность. После поездки в Германию в 1932 году он создал серию работ о борьбе рабочего класса – «Стачка», «Собрание рабочих», «Прокламация».

С середины 1930-х годов его искусство меняется: появляются сцены из советской жизни, молодые комсомольцы, инженеры, строители. Среди таких работ – «Три физкультурницы», «Строители будущего», «Молодые проектировщики». В то же время он продолжает экспериментировать с городскими пейзажами, изображая улицы и промышленные кварталы в театральной манере.

«На этой выставке представлены графические работы, созданные им в России. Его творческое наследие укладывается в десятилетие, и, возможно, он мог бы сделать ещё больше. Но даже за этот короткий срок он оставил значительный след в искусстве. Мы сознательно отказались от хронологического принципа в организации экспозиции. Вместо этого мы представили работы в тематических блоках, объединенных стилем и смыслом. Нам было важно раскрыть Борхерта не только как художника, но и как личность – человека, мечтателя, модерниста, идеалиста», – добавили в музее.

Судьба художника оказалась трагична. В 1939 году он получил советское гражданство, но во время войны был отправлен в трудовую армию и мобилизован на строительство Уральского алюминиевого завода. В его набросках запечатлены тяжелые будни рабочих.

В 1942 году Борхерта арестовали по обвинению в саботаже, признали изменником и приговорили к 20 годам исправительных работ. Он погиб в Карлаге в возрасте 37 лет. Реабилитация наступила лишь в 1960-х годах, но долгое время его творчество оставалось забытым.

Выставка «Эрих Борхерт в России» представляет зрителям более 100 его графических работ, архивные документы, письма и фотографии. Внуки художника, Дарья и Иван Кольченко, долгие годы хранили его работы и теперь готовы поделиться ими с широкой публикой. Они активно занимаются сохранением его наследия, организуя выставки и исследовательские проекты. Посещать выставку можно до 27 апреля.
16+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова