Scroll Down
 +7 °C ММВБ  $93.25   €99.36
  1. Мнения
  2. Люди

Оркестр в лицах: музыканты УМСО — о мурашках, отказе от сольной карьеры и суровом маэстро Энхэ

15:47 26 января 2017
Уральский молодежный симфонический оркестр — прорывной и смелый экспериментальный проект Свердловской филармонии по подготовке оркестровых музыкантов — в этом году отметит 10-летие. Внезапно. Для многих из оркестрантов, а также основателей УМСО эта цифра, кажется, стала открытием: «Как, уже прошло 10 лет?».
Оркестр в лицах: музыканты УМСО — о мурашках, отказе от сольной карьеры и суровом маэстро Энхэ
Уральский молодежный симфонический оркестр

Создававшийся изначально как оркестр-академия, УМСО призван был только взращивать музыкантов, а затем выпускать в свободное плавание. Не то чтобы о долгожительстве речи не шло, не было ясно, как проект поведет себя в ближайшие годы. Но оркестр из просто образовательного превратился в полноценный культурный феномен не только Екатеринбурга, но и России, став образцом для создания молодежных оркестровых коллективов в других городах РФ. Мы попытались выяснить, в чем секрет УМСО, и, предположив, что носителями тайны являются сами оркестранты, встретились с некоторыми из них, задав парочку неудобных вопросов.

Что интересно, в составе Уральского молодежного симфонического оркестра есть музыканты, которые играют в нем с момента основания коллектива, то есть 10 лет. По сути, они получили уже все необходимые навыки и знания, чтобы реализовать себя в других, скажем так, «взрослых» оркестрах. Но уходить эти ребята никуда не собираются. Более того, ни один из них не думает о сольной карьере, что нам кажется еще более странным. Неужели быть одним из 60 музыкантов в оркестре круче, чем, например, единственной скрипкой на сцене?

Леонид Орлов (скрипка), в УМСО со дня его основания:
«Сейчас УМСО — это больше половины моей ежедневной жизни. Я не вижу себя вне его состава. И не могу представить момент, когда мне не нужно будет ходить на репетиции и играть в Уральском молодежном симфоническом оркестре. Несмотря на то, что УМСО создавался как оркестр-академия для подготовки кадров, у меня ощущение, что он уже перерос эту задачу.

Почему я отказываюсь от сольной карьеры? Потому что работать в огромном коллективе, погруженном в симфоническую музыку, гораздо интереснее. Вообще я бы не сказал, что деятельность в оркестре хуже качеством, чем сольная, ведь каждый из нас, участников Уральского молодежного симфонического оркестра, строго говоря, должен играть как солист. Но при этом мы остаемся одной семьей. И я 10 лет назад шел в УМСО как раз за ощущением семейственности в музыке и пониманием того, что мы будем делать общее дело. В Уральский филармонический оркестр переходить особого желания нет, потому что в УМСО есть особый микроклимат, и здесь по-прежнему интересно. Он создан за счет того, что в оркестре собрались люди примерно одного возраста, одних интересов, одного мировоззрения. Во многом это заслуга маэстро Энхэ. Он смог собрать команду единомышленников. Есть, конечно, ребята, которые уехали в другие города, кто-то занялся сольной карьерой. Наверное в общей сложности около половины состава сменилась. Но все новые, скажем так, «приемные дети» подстраивались под общую философию оркестра, и у нас получился сплоченный коллектив».

Ольга Федотьева (скрипка, концертмейстер), в УМСО со дня его основания:

«Я пришла в оркестр с большим воодушевлением. Помню, училась в двенадцатом, выпускном, классе школы-десятилетки, к нам пришли из Свердловской филармонии и рассказали, что в Екатеринбурге создается Уральский молодежный симфонический оркестр. Я непременно захотела попасть в него и отправилась на прослушивание. Просто пришла и сыграла. В итоге вместе с еще одной девочкой мы стали единственными школьницами, принятыми в состав Уральского молодежного симфонического оркестра.

Первые ощущения? Мурашки на стартовой репетиции, когда наш коллектив издал первые звуки. А еще поначалу мы ходили такие влюбленные в маэстро Энхэ. Во-первых, он давал нам много ценнейшей профессиональной информации. И наши глаза от этого горели. Во-вторых, его слова так хорошо запоминались, что мы говорили его фразами, цитировали и даже запоминали замечания, которые потом друг другу же и делали. Мне здесь и сейчас хорошо. Мысли о том, что надо бы что-то менять или двигаться дальше, даже не возникают. Наверное, потому, что мы всем коллективом идем вперед, и я внутри оркестра ощущаю это движение».

Екатерина Ольховая (виолончель), в составе УМСО с 2009 года:

«Когда я попала в Уральский молодежный симфонический оркестр, маэстро Энхе работал у нас в Консерватории. Он там проводил своего рода разведку боем, то есть присматривался к музыкантам, чтобы понять, кого можно было бы потом пригласить в состав УМСО. Я попала в УМСО со второй попытки и пришла в уже сыгранный коллектив, 2 года как существовавший.

Бывает, да, такое, что ребята уходят из коллектива. В нашей виолончельной группе как-то раз случилось, что вместо 8 музыкантов было только 6. А с нас требовали, чтобы мы играли как 8 человек. И мы выкладывались не на 100, а на 200 процентов. Что важно, мы все прекрасно понимаем, что УМСО — это не место для самоутверждения и каждый нацелен именно на командную работу. И хотя некоторые из моих коллег называют УМСО работой, для меня это, скорее, семья. Здесь есть люди, например, которых я знаю с детства. И коллег я порой, кстати, чаще вижу, чем родных. К тому же я не могу назвать работой то энергетическое слияние, которое происходит с нашим коллективом, когда мы даем концерты или просто репетируем. Интересно, что за всей сменой составов наш оркестр за все эти годы никогда не играл хуже, чем раньше — он всегда звучал только лучше».
Михаил Смирнягин (кларнет), пришел в УМСО в 2009 году:

«На первый отбор музыкантов в состав УМСО я сознательно не пошел, потому что посчитал свой уровень недостаточно подходящим, но пообещал себе попасть на прослушивания в следующий раз. Следующий раз случился через 2 года. Конкурс в 5 человек на место был благополучно пройден, и меня взяли. Помню, был очень доволен собой!


Чему учит работа в оркестре? Ответственности прежде всего. Когда работаешь в коллективе, то всегда помнишь, что подвезти его нельзя, и уровень твоей игры непременно скажется на общем уровне оркестра. Маэстро Энхэ, да, порой суров. Но нужно понимать, что вообще-то музыкальный коллектив сродни детскому саду. Мы все как дети по жизни — можем что-то забыть, расслабиться не вовремя, документы важные потерять. Поэтому руководитель такого коллектива обязан быть суровым».

С момента своего создания до сегодняшнего дня Уральский молодежный симфонический оркестр вырос практически в 2 раза. Сегодня в его составе 60 музыкантов. Тем, кто приходит в УМСО сейчас, по словам самих оркестрантов, гораздо сложнее, чем первому составу. Оркестр с годами развивался вместе со своими музыкантами, усложняя содержание концертов и задирая все выше и выше панку. Если 10 лет назад каждую новую программу оркестр готовил месяц, репетируя 3 раза в неделю, то сегодня, чтобы порадовать публику чем-то интересным и свежим УМСО, тратит только 10 дней, интенсивно репетируя с понедельника по субботу. Поэтому сегодня новичок, попав в этот коллектив, должен приложить неимоверные усилия, чтобы стать действительно единым целым с УМСО.

Елизавета Алексеева (контрабас), пришла в УМСО 2016 году, одна из самых молодых солисток оркестра:

«Нам, самым молодым музыкантам оркестра, сложнее всего не потому, что опыта не хватает, а потому, что время нужно делить и на учебу в консерватории, и работу в УМСО. Сейчас я каждый день встаю в 5 утра, чтобы в 7 быть в консерватории и успеть порепетировать перед занятиями. Но меня это не смущает, я готова к трудностям. Я мечтаю построить карьеру именно оркестрового музыканта, поэтому стремлюсь к тому, чтобы как можно раньше получить опыт игры в большом музыкальном коллективе.

Я сама напросилась в УМСО. И когда пришла на прослушивание со своим контрабасом, маэстро Энхэ сказал: «Откуда ты такая взялась?». Я первая екатеринбурженка, которая выбрала для музыкальной карьеры контрабас, но мне бы не хотелось, чтобы этот факт стал доминирующим в моей карьере. УМСО для меня не работа, не семья и не конечная точка в карьере. Это удовольствие».

Александра Зиганшина (скрипка), пришла в УМСО в 2016 году, самый молодой музыкант оркестра:

«Возраст музыканта на самом деле не имеет значения, потому что требования для всех одни, и не важно сколько тебе лет. И хотя вот у меня лично в группе скрипок с коллегами разница в возрасте довольно большая — мне 19, некоторым 30 лет— я ни разу не почувствовала, что они смотрят на меня свысока. Напротив, даже помогают.
Для того, чтобы попасть в УМСО, надо быть, скорее, не столько талантливым, сколько трудолюбивым, много работать над собой. Я, совмещая учебу в Консерватории и работу в оркестре, намеренно усложняю себе жизнь. Я не хочу сидеть дома, хочу получать опыт и использую каждый шанс. К тому же это возможность зарабатывать деньги, а не просить их у родителей».
Анастасия Резник (скрипка), пришла в УМСО в 2016 году:

«УМСО для меня — это судьба. Я пришла в оркестр после годового перерыва в занятиях музыкой. Все это время искала себя. И вот, только подумала, что пора бы вернуться к тому отчего ушла, как случайно узнаю, что в УМСО объявляют набор. Поняла, надо идти. Я люблю работать в коллективе, мне нравится эта гармония. А попав в УМСО, я вновь обрела себя.
До встречи с маэстро Энхэ, разумеется, была наслышана о его суровости и талантливости. И коленки при первой встрече с ним, конечно, дрожали. В момент первого сольного выступления перед маэстро вся жизнь пронеслась перед глазами. Было страшно от того, что волнение помешает показать весь свой потенциал. А надо было понравится. Со временем, конечно, этот и многие другие страхи, связанные с оркестром, не оправдались».

Вообще, из разговора с оркестрантами со временем становилось ясно, что коллектив хоть и состоит из единомышленников, но все музыканты очень разные. Одни, в основном те, кто пришел в УМСО на заре его существования, говорят об оркестре с большой теплотой, порой придыханием и отличаются очень романтичным отношением к музыке и жизни в целом. Другие, чаще музыканты нового поколения, попавшие в УМСО недавно, просты и прагматичны в своих целях. Тоже безумно любят музыку, но рассматривают ее как основу своей карьеры. 

Любопытно, что эти два типа музыкантов вполне гармонично сосуществуют внутри огромного коллектива и вместе являются лицом Уральского молодежного симфонического оркестра, не теряющего своей марки вот уже 10 лет.

P.S. Перед УМСО, кстати, теперь стоят новые цели и задачи. Одна из них связана с работой над мастерством отдельных групп исполнителей. К реализации задуманного уже приступили, запустив для начала благотворительную акцию «Кларнет для побед!». В ее рамках учреждение рассчитывает решить остро стоящий вопрос обновления инструментария коллектива. Первыми подлежат замене кларнеты, срок службы которых давно истек. В связи с этим было принято решение запустить акцию, в рамках которой любой желающий может внести свою лепту в подготовку подарка к 10-летию Уральского молодежного симфонического оркестра и пожертвовать посильную сумму на приобретение четырех кларнетов для музыкантов. Общая стоимость инструментов - 1,8 миллиона рублей.

Центральным же событием юбилейного концертного сезона станет большой концерт в Свердловской филармонии: 3 марта УМСО под управлением главного дирижера маэстро Энхэ представит Пятую симфонию Прокофьева и Первый скрипичный концерт Шостаковича.

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+