Свердловск в 30-40-е годы XX века
К началу Великой Отечественной войны, то есть к 1941 году, Свердловск уже имел статус развитого и культурного города. Он начал активно развиваться в 20-30-е годы XX века. В городе открыли свои двери Театр юного зрителя, Драматический театр, Театр музыкальной комедии, Театр кукол, Филармония, Картинная галерея, университеты – Уральский государственный, Горный, Лесотехнический, Педагогический, Юридический, Медицинский и Аграрный.
«Эвакуированные сюда предприятия и учреждения часто располагались на площадях своих «братьев» по профилю», – говорит Анастасия Каримова.
Культурная и промышленная среды, которые сформировались в мощный фундамент к 40-м годам, развивались на государственные средства. В Свердловске видели потенциал. Полезные ископаемые, удачное месторасположение, заводы – все это сыграло на руку. По такому пути развивались не все советские города, а единицы. Свердловску действительно повезло с местом расположения и, конечно, историей, которая пестрит громкими именами промышленников. В 20-30-е годы XX века, когда никто даже не думал, что стране предстоит пройти войну с Германией, развивать предприятия приехали ученые и промышленники, культурную среду – музыканты и артисты. Город активно застраивался и наполнялся новыми жителями. Развивать промышленность без культуры нельзя, поэтому в городе открывались театры и музеи, а приезд профессорского состава способствовал развитию образования.
В довоенном Свердловске работали шесть музеев – музей краеведения, антирелигиозный, революции, Якова Свердлова, геологический и картинная галерея. В планах было открыть музей Мамина-Сибиряка, но с началом войны проект заморозили.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Свердловске была создана среда, готовая принять культурную эвакуацию. Горожане имели высокий уровень образования и обладали профессиональными знаниями, что в будущем помогло им получить бесценный опыт от переезда столичных предприятий: они впитывали в себя новые знания, внедряя их в свою работу.
«Свердловск в то время мог претендовать на звание третьей столицы. Поскольку первые две – Москва и Ленинград – были ближе к фронту, и как раз оттуда эвакуировали к нам, и это логично. Единственное, что очень тяжело переживалось горожанами – это снабжение и отсутствие жилой площади», – говорит краевед.
За двести лет в Свердловске хоть и выросло количество многоквартирных домов, город все равно не мог обеспечить комфортные условия жизни для всех эвакуированных. Конечно, не все горожане были довольны тем, что у них появлялись соседи, а площадь их квартир заметно сокращалась, но все же относились с пониманием к приезжающим.
Свердловск в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны свердловское отделение писателей выросло с 15 до 64 человек. В Свердловск эвакуировали Мариэтту Шагинян, Агнию Барто, Федора Гладкова, Льва Кассиля, Федора Панферова и других. Заботу о них взял уральский писатель Павел Бажов, который к тому моменту возглавлял Союз писателей Урала и был известен за пределами Свердловска не только своим литературным талантом, но и политической активностью. Он помогал писателям решать и бытовые вопросы, например, достать валенки, и литературные – опубликовать произведение, принять участие в писательском конкурсе.
Свердловские театры, которые на момент начала войны были еще молодыми, не остались в стороне. В 20-е годы из Петербурга сюда эмигрировали музыканты, а в 40-е годы в Свердловском театре оперы и балета (сегодня «Урал Опера Балет») поселились артисты Московского художественного академического театра (МХАТ). За военный период уральские театры поставили 65 тыс спектаклей, а на сцене театра оперы и балета параллельно шли репертуарные спектакли свердловского и московского театров.
Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа на время войны разместили в Картинной галерее, музее революции и в антирелигиозном музее. Несмотря на сложное время поток посетителей в музеи не упал и, например, в 1942 году исчислялся тысячами.
С началом Великой Отечественной войны культурные возможности страны снизились, так как многие деятели культуры ушли на фронт, в том числе из Свердловска, но Урал быстро восполнил кадровые потери. Сюда эвакуировали 46 высших учебных заведений, а студентам разрешили совмещать учебу и работу.
«В Свердловске проходил эксперимент по сокращению времени обучения с 5 до 3,5 лет за счет сокращения каникул, практики и увеличения количества аудиторных часов в неделю. Однако такой вариант, помимо увеличения количества выпускников, дал снижение качества образования: не хватало практики, для многих студентов количество аудиторных часов оказалось непосильным», – цитирует Анастасия Каримова выдержку из монографии Андрея Сперанского «В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)».
Об образованности местного населения говорит и то, что грамоте обучались практически все дети, живущие в Свердловске – начальную школу посещали до 99% детей, поэтому никого не удивило, что именно сюда эвакуировали Академию наук СССР.
Свердловск после войны
Победа, доставшаяся большим трудом в 1945 году, вновь изменила жизнь Свердловска. Буквально за четыре года войны население города выросло в 1,5 раза. Конечно, после реэвакуации оно снизилось, а затем вновь вернулось на прежний уровень. Отток населения был связан и с тем, что люди возвращались в свои дома, и с тем, что нужно было восстанавливать разрушенные территории. Но Свердловск показал, что может стать большим и процветающим городом; люди, живущие здесь, имеют высокий уровень образованности и культуры, и способны помочь городу в достижении этой цели.
«Количественно культурная эвакуация практически не изменила культурные учреждения Свердловска. Однако изменила качественно, благодаря получению нового опыта», – поделилась Анастасия Каримова.
В военные годы сотрудники Эрмитажа участвовали в реставрации и атрибуции картин, находящихся в фондах Картинной галереи. Писатели, поселившиеся в Свердловске, делились своим опытом с местными литераторами, активно участвуя в жизни города. Музыканты показывали свое мастерство публике, а свердловские оркестры не отставали и равнялись на высокий уровень.
«Эвакуированные деятели культуры вернулись домой, но полученный специалистами опыт остался», – подводит итог Анастасия Каримова.
Фото: Global City / Светлана Цыганова, Global City / Полина Зиновьева
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова