Ответить просто на вопрос о том, что такое аутсайдерское искусство, не получится. Нужно погрузиться в историю создания коллекции и обратиться к самим работам, чтобы понять это явление. Психиатр и психотерапевт Владимир Гаврилов, коллекция которого представлена на выставке «Иные», уверен, что любой опыт обогащает, в том числе психиатрический. Но утверждение, что все авторы, чьи работы представлены на выставке, имеют психиатрические диагнозы – не верно.
«Это люди, которые воспроизводят свои мечты, не имея реального опыта», – поделилась куратор выставки, старший научный сотрудник отдела наивного искусства Елена Тимошенко.
Аутсайдер арт собирает в себя художников, отличающихся своей инаковостью – инакомыслием и инакобытием. Искусство одиночек, художников, запертых в своем внутреннем мире, чье творчество не вписывается в рамки академического искусства. Их работы отличаются экспрессивностью, поиском экзистенциальных смыслов, презентации себя через искусство.
«Можно испытывать ненависть, восхищение, находить прекрасное в уродливом, проходя по залам выставки, задавая вопрос: «Кто безумец?», очевидного ответа на который не будет. Но здесь всегда есть эмоции», – продолжает свою мысль Елена Тимошенко.
Целый зал музея посвящен одному из самых ярких представителей аутсайдер арта в России – Александру Павловичу Лобанову. Рассматривая работы этого художника, большая часть из которых – портреты, зритель каждый раз встречается с глазами художника. Первое впечатление – отпугивающее. На каждом портрете огнестрельное оружие разных видов – револьверы, ружья, пистолеты. Но взгляд художника, наблюдающий за зрителем, притягивает больше, чем атрибуты, которыми он себя окружает. И, конечно, в этом взгляде каждый увидит свое – боль, отчаяние, страх, надежду, силу, слабость, грусть, тоску.
Более 50 лет Александр Лобанов прожил в психиатрической больнице. Глухонемой с детства, он не вписывался в рамки обыденной жизни человека без каких-либо заболеваний. В стенах медицинского учреждения он узнавал мир через журналы, которыми снабжал его медицинский персонал. Так вышло, что многие из них были посвящены охоте. Александр Лобанов, не имея возможности принять опыт взаимодействия с огромным миром, выстроил свой собственный, возможно, не такой широкий, как реальный, но точно не менее глубокий.
«Для него важен затвор – это сердце, мотор. У него гиперкомпенсация с помощью техники», – говорит коллекционер Владимир Гаврилов.
Художник научился детально воспроизводить оружие, окружая себя им на каждой картине. Внимательный зритель увидит, что каждая работа подписана. Так художник пытался запечатлеть свое имя в истории, презентовать себя, сделать себя видимым.
«Я рисование», – лозунг художника, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.
Через рисование он занимался исцелением, как и многие другие представители аутсайдерского искусства. Глухонемой автор сумел вписать себя в мировую историю, достичь международного признания.
Коллекционер Владимир Гаврилов акцентирует внимание на том, что аутсайдер арт – это не элемент арт-терапии в рамках психотерапевтических практик. Это самостоятельная работа каждого автора.
«В арт-терапии важен терапевт, а аутсайдер арт – это творчество одиночек, у которых иммунитет к социальным ценностям. Им важен не сам процесс, а итог», – поделился Владимир Гаврилов.
Художники-аутсайдеры используют любые предметы для выплеска своих эмоций и переживаний. Они не придерживаются правил, поэтому порой холстом становится листок картона, туалетная бумага, кусок обоев, кирпич, ткань, любое другое полотно, имитирующее холст. От этого каждая картина наполняется новыми смыслами. Смыслы придают и цвета, которыми пользуется автор.
Владимир Гаврилов начал собирать свою коллекцию в 80-х годах прошлого века. Сегодня она насчитывается около 5 тыс произведений разных авторов, из которых 120 привезли в Екатеринбург. Владимир Гаврилов признается, что формировать коллекцию он начал из личного интереса. Ему были интересны судьбы авторов этих работ, их истории, их внутренний мир.
«Я учусь у них, они учатся у меня. Искусство, психиатрия, психология – все связано», – говорит коллекционер.
Одна из самых ранних работ, представленных на выставке, датирована 1952 годом. Ее автор – Федор Смирнов. Художник представлял себя, летящем в доспехах на Пегасе, возвышающемся над земным шаром. Эти рисунки выделяются на фоне остальных – менее насыщенные цвета, так как автор использовал карандаш и чернила, пожелтевшая бумага. Не имея возможности поговорить с художником, ничего не зная о нем, зритель, рассматривая его работу, формирует яркое представление о том, каким был этот человек, задаваясь вопросом: действительно ли он считал себя божеством или это была метафора? Но добрые глаза Пегаса на рисунке дадут ответ на многие вопросы.
Экспозиция «Иные» будет доступна до 6 октября (18+).
Фото: Global City / Светлана Цыганова
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова