Фотопроект продолжает традицию сотрудничества Екатеринбургского музея изобразительных искусств и московского Центра визуальной культуры Béton. Новая выставка познакомит зрителей с концептуальным проектом петербургского фотографа и художника Андрея Чежина.
Андрей Чежин – российский фотограф, практикующий с 1982 года, член Союза фотохудожников России и Международной федерации художников (IFA), один из создателей галереи «ФОТОimage» в Культурном центре «Пушкинская, 10» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки». В своем творчестве художник часто применяет мультиэкспозицию и фотомонтаж, а цифровому методу печати предпочитает аналоговый с преимущественно монохромной цветовой гаммой, что усиливает эффект рукотворности в снимках. В ряде работ художник также использует частичное тонирование химическими составами, которые привносят в отпечаток дополнительный оттенок сепии и позволяют добиться различных визуальных эффектов, близких по духу оригинальной графике. Эти же особенности характерны для проекта «Кнопка и модернизм», включающего в себя 61 фотоснимок и 3 тематических объекта из собрания Центра визуальной культуры Béton.
Представленные работы – часть большого концептуального проекта по «обкнопливанию», который последовательно разрабатывается Чежиным почти 30 лет. Художник тяготеет к серийности и вариативности в попытке максимально полно разработать интересующие его темы, не оставив места недосказанности. Между тем, создаваемые им произведения наполнены постмодернистскими приемами. В процессе осмысления мирового культурного наследия и создания дополняющее его собственного художественного высказывания Чежин активно использует приемы цитирования и аллюзий, порой переходя в пастиш. Этим он приглашает зрителей к игре, основанной на радости узнавания, возникновении и подборке ассоциаций, фантазировании о том, как бы они сами применили кнопки в художественном поле.
Другой постмодернистской чертой в работах Чежина является отсутствие переживания аномии или аффекта – они не несут в себе заряженных эмоций, предлагая взамен внимательно отмеченный стереотип творчества того или иного мастера, сложившийся в культуре. Это позволяет представить историю модернизма в виде некоего учебника с характерными упрощенными шаблонами по поводу каждого автора и поразмышлять о том, как появляются паттерны восприятия в искусстве. Однако назвать представленные работы бесчувственными будет несправедливо. Фотографии обладают притягательным ностальгическим оттенком и особым ощущением тактильности, возникающим благодаря аналоговой технологии печати, что, несмотря на время создания, отвечает тенденциям и сегодняшнего дня (например, в дизайне).
Узнаваемым приемом постмодернизма в фотографиях Чежина становится и постулирование свободы творчества. Если предметом искусства является все, что угодно, то и канцелярская кнопка способна выступить в виде главного героя и стать «некой точкой, относительно которой возможно рассматривать различные аспекты творчества художников». Этот важный для автора образ, легший в основу многолетнего проекта, стал не просто персонажем, окутанным особой, сознательно выстроенной автором мифологией, но и структурным элементом его работ. И воспринимается она сейчас как часть личного бренда Андрея Чежина, подобно банкам «Campbell» Энди Уорхола.
16+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова