Выставка — высказывание художников о времени своего детства. Родившиеся в 1980-1990-е годы, художники взрослели в эпоху важных для нашей страны политических и социальных трансформаций.
Жизнь ребёнка обычно ограничена миром семьи и дома. В 1990-е менялись игры, практики воспитания и материальная среда. Игры в резиночку, в ножички, в «дзюбу» — на старте эпохи. Потом появились «Монополия», Барби, тамагочи, видео- и компьютерные игры. «Алёнка» уступала место «Сникерсу», рейтузы — лосинам, кино про Штирлица — мексиканским сериалам. В декорациях еще советских квартир разворачивалась другая жизнь — с яркими вещами, новыми вкусами и совсем не советскими детскими играми.
Вместе с тем, дети столкнулись и с «большой историей». Политические свободы 1990-х привели к деидеологизации детства в России, рыночные отношения — к формированию в стране новой индустрии детства. Частью детского опыта были социальное неравенство, война, беспризорность.
Выставка предлагает осмыслить опыт взросления в девяностые. Каким это время увидели дети? Каким его запомнили, когда стали взрослыми? Произведения пятнадцати российских художников создают фрагментарные и лишённые ностальгии образы эпохи и жизни в ту эпоху. Эти образы созданы из воспоминаний и рассказов об отношениях в семье, о переживаниях ребёнка, о страхах и радостях, о первом социальном опыте и о попытках понять, чем взросление в девяностые отличается от детства до и после — об опыте поколения.
Два произведения на выставке — графические постановки пьес Светланы Баженовой и Дамира Ханифуллина, победителей конкурса «Зачем я это помню».
Оглядываясь назад, мы думаем о том, как опыт взросления в девяностые влияет на наши решения сейчас, — может ли поколение, выросшее в девяностые, найти опоры и уроки в той эпохе, чтобы создавать будущее сейчас?
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова