Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку работ наставников и выпускников Лаборатории молодого художника (ЛМХ) и произведений из коллекции медиаискусства и архива Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Ведутся земляные работы». Второй цикл проекта ЛМХ, запущенный в 2021 году, выполнял просветительскую функцию, предлагая авторские курсы для начинающих художников, а также поддерживал художников-наставников, предоставляя им мастерские в здании филиала. В 2022 году состоялись четыре выставки молодых художников по итогам лабораторий по фотографии, перформансу, текстам и других. «Ведутся земляные работы» – это презентация произведений, созданных наставниками этих проектов, и завершающая выставка полуторагодового цикла ЛМХ.
Тематически выставка обращается к одному из важных предметов исследования Лаборатории – опыту прошлого. Название «Ведутся земляные работы» отсылает к предварительным, разведывательным действиям, которые необходимо произвести до создания чего-то нового. Книга-музей Аллы Мировской посвящена яблоневому саду, рядом с которым возник московский район Коньково, а в проекте «Привет из Инты» художница обращается к предметам тюремного быта жертв советских репрессий. Анастасия Богомолова в своих перформансах, основанных на архивных материалах, работает с наследием исправительно-трудового лагеря «Бакаллаг», заключенными которого были преимущественно депортированные российские немцы.
Соединяя шумерскую и цифровую технологии, художественное объединение «ГУЙ» в проекте «Хроноглиф» предлагает рассмотреть запечатленные в глине скриншоты с экранов мобильных телефонов как артефакт времени для музеев будущего. Художница под псевдонимом matiush first воссоздает в игре эстетику 1990-х и 2000-х годов и задается вопросами личной ответственности за мир вокруг нас.Андрей Чугунов в проекте «В состоянии коррупции: байт за байтом» напоминает о необходимости рефлексивной оценки цифровых данных в формате виртуальной реальности.
Анна и Виталий Черепановы при помощи 3D-сканирования и материалов с городских камер видеонаблюдения подвергают сомнению понятия «объективного» и «реального». Документация перформанса «Прелюдия для беспорядочной непрерывности» Светланы Спириной начинает разговор о цифровизации человеческого тела и его чувственности.
В ГЦСИ в Екатеринбурге будут впервые показаны работы «Рехъен» Таус Махачевой и «Конец рабочего дня» Леонида Тишкова из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Если Таус в своей работе поднимает нравственный вопрос предела личных уступок ради общности, то Леонид воспевает утерянное единство бывших рабочих закрывшегося завода по производству коньков. Символично участие этих работ в выставке, завершающей год, – именно в 2022-м Уральский филиал начал работу с коллекцией ГМИИ им. А.С. Пушкина и с собственным архивом.
Публичная программа выставки включает презентацию результатов двух курсов ЛМХ этого года – лабораторий художественного объединения «ГУЙ» «Вперед в древность» и Светланы Спириной «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного», а также встречу с Аллой Мировской.
6+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова