Алиса Горшенина представляет новое поколение уральских художников и часто обращается в своих работах к темам, связанным именно с историей и культурой Урала. Художница использует архетипические образы и элементы народной культуры, при этом самым важным медиумом остаётся она сама.
Название выставки – «Пугало стояло в центре вспаханного поля» – случайная цитата, выпавшая художнице во время гадания по книге, вплетается в логику мифологизации художественного процесса. В мире Алисы Горшениной много костюмов, масок и других элементов, использующихся для перевоплощения. Среди вошедших в выставку работ – объекты из ткани, графика, цифровые коллажи, видеоарт.
Не только маски и костюмы, но и другие объекты Алисы Горшениной немыслимы без тела. Тело здесь не только основа для демонстрации платьев и масок, но и что-то ключевое, неотъемлемое, дробящееся и собирающееся заново на наших глазах. Причудливое переплетение внутренних органов, живущий своей жизнью рот, глаза, превращающиеся в перья. Такова анатомия работ художницы.
Частое обращение Алисы Горшениной к работе с текстилем заставляет вспомнить о ручном труде, который сейчас ассоциируется прежде всего с трудом женским: шитье, вышивка, вязание. Образы, продиктованные взглядом художницы на саму себя, закономерно получаются женскими. Можно смотреть на эти произведения через феминистскую оптику или пойти путем рассуждения о женских образах-архетипах.
Тема национальной культуры неизменно сопровождает работы Алисы. Кокошники, резные наличники, деревянные дома и заборы – эти элементы могли бы встать в первый ряд ассоциаций о русской культуре. Но здесь обращение к национальному шире. Сама художница говорит о своем смешанном происхождении и исследует различные оттенки национальных культур в себе. Из различных источников, связанных не только с происхождением, но и с интересами художницы, выплетается новая эклектичная мифология.
18+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова