Scroll Down
 +15 °C ММВБ  $66.4   €69.44

Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

16 сентября 2021 — 3 июля 2022
Время: 10:00 — 18:00
Цена: 500 рублей
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10
Сайт: https://www.tretyakovgallery.ru/

Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» отобрано 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта — показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. Сегодня без них непредставима постоянная экспозиция одного из главных музеев страны.

Сегодняшнему зрителю нелегко вообразить, что непозволительного современники находили в полотнах, которые стали гордостью коллекции. Чем могла раздражать «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища…» Васнецова, почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова и запретили экспонировать картину «Иван Грозный и сын его Иван…» Репина. Поиск ответов на поставленные вопросы — главная задача проекта.

На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.

Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки, по сегодняшним меркам, не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, три были написаны при жизни коллекционера, но не куплены им. Например, картины «Неизвестная» Крамского и «Принцесса Греза» Врубеля представлены на выставке как произведения, отвергнутые в том числе и Третьяковым, — дабы раскрыть многосложность художественной жизни той поры.

Отобранные для этого проекта картины отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX–ХХ столетий: сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Они представляют не разрозненную группу изначально отвергнутых картин, но ядро коллекции Третьякова, выявляют важные интенции эпохи. Они выдержали испытание временем, завоевав безусловное признание специалистов и зрителей, и уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи — крупнейшего музея национального искусства.

12+

© Интернет-журнал «Global City»

Присоединяйтесь к нашему каналу в Яндекс.Мессенджер, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+