Московская школа современного искусства представляют выставку «Накопилось» в собственном выставочном пространстве U contemporary в Центре современного искусства Винзавод.
В современном мире часто встречаются различные виды деятельности, которые в той или иной степени связаны с процессом собирания. Сам процесс сбора чего-либо может отражать повседневную жизнь, личные интересы, профессиональную деятельность или что-то необходимое и очень важное для индивидуума. Мы часто собираем какие-то предметы как память, как нечто важное, связанное с воспоминаниями и отсылками в прошлое. Также мы часто коллекционируем что-то, так как испытываем особый интерес, увлеченность и даже одержимость.
Коллекционирование является очень важной частью художественной практики, ведь сам процесс подразумевает выстраивание особого отношения с вещами и предметами, составляющими коллекции, что, порой, становится некой обсессией. На протяжении всей истории художники собирали объекты по многим причинам – в качестве реквизита студии, источников вдохновения, ссылок на свои работы, личных сувениров и даже как инвестиции. В отличие от музеев, художники не всегда придерживаются научного подхода к коллекционированию и не стремятся собирать всеобъемлющие и репрезентативные коллекции. Их приобретения отражают личные интересы и навязчивые идеи, обычно совершаются в тандеме с их собственной работой, часто по эстетическим причинам, а иногда и по причине невозможности остановиться собирать.
Процесс собирания подразумевает использование некой системности, своего рода рамок и границ. Зачастую каждый определяет для себя, что и как ему собирать, где и когда тот или иной предмет приобретает особую важность. Систематизированное собрание предметов, объединённое по какому- то конкретному признаку, имеет внутреннюю целостность и принадлежит конкретному владельцу – частному лицу, организации, государству. Очевидно, что собирание характерно не только для индивидуумов, то есть данный процесс является неотъемлемой составляющей существования. Связано ли это с желанием владеть и иметь в распоряжении условный клад, то есть чувствовать, что тебя окружает некая ‘сокровищница’? Или это в большей степени связано с эмоциональной привязанностью к вещам, которые в свою очередь вызывают взаимосвязь с памятью, чувствами и личными переживаниями? Что движет людьми и мотивирует их окружать себя предметами, которые порой могут быть совершенно бесполезными? Является ли это какой-то странностью или даже болезнью?
С другой стороны, сегодня мы живем в совместной экономике потребления услуг, а не вещей. Такие явления как краудсорсинг или сервисы аренды как Airbnb отражают интересы, демонстрируемые миллениалами во временном владении вещами, в приложениях, а не объектах. Что же тогда делать с предметами и вещами? В культуре, которая переопределяется по способу потребления, что делать с людьми, которые собирают вещи и хранят их? Что делать с личными архивами, частными вселенными, которые создают коллекционеры в настойчивых попытках оставить след в вечности?
Куратор: Михаил Левин
Участники: Участники: Маргарита Валова, Дарья Верина, Оксана Вишонкина, Ольга Демидова, Ольга Махно, Наталья Межерицкая, Екатерина Нефедьева, Татьяна Патренина, Артемий Роккель, Ксения Флейшер, Эмма Цигунян, Юлия Юркова, Linda de La
18+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова