В истории советской культуры шестидесятые годы прошлого столетия стали важным рубиконом, открывшим этап обновления и либерализации самосознания общества. Вызванные этой эпохой перемены не только подорвали каноны официального тоталитарного искусства соцреализма, но и пошатнули однозначные казенные установки понимания гражданственности, которым зачастую слепо следовали многие советские пропагандисты.
Название выставки отсылает к строчке из созданного в начале ХХ века стихотворения русского символиста Федора Сологуба. Размышления о «заре гражданственности новой» в контексте «оттепели» получают свежее прочтение. Этот фрагмент поэтического произведения может служить метафорой, описывающей социально ангажированные тенденции в отечественном искусстве, ярко проявившиеся в 1960-е годы и сохранявшие свою актуальность до конца существования советского строя.
На примере избранных произведений последних десятилетий советского искусства зрители смогут проследить за отказом художников от официозного пафоса, парадности и лицемерия, увидеть попытку пересмотреть образно-пластические средства и композиционные каноны, а также стремление наполнить художественное высказывание нравственным содержанием, публицистичностью и подлинной гражданской позицией самого автора.
Центром экспозиции станет одно из произведений уральского искусства эпохи «оттепели» — эпичное полотно Геннадия Мосина и Миши Брусиловского «1918-й» (вариант 1962 года), демонстрирующее смелую интерпретацию художниками историко-революционного жанра. Пример экспрессивных, далеких от парадности и «приглаженности» образов можно найти в работах тагильского художника Алексея Константинова, который в своем творчестве весьма самобытно и смело раскрывает тему революции. Проявление гражданственности в художественных высказываниях 1960-х – 1980-х годов было связано также с процессом развенчания культа личности Сталина и рефлексией на замалчиваемые национальные травмы. Одной из первых работ в уральском искусстве на тему репрессий стала картина Геннадия Мосина «Политические» (1964), которую зрители смогут увидеть после долгого перерыва. Кроме того, в экспозицию будут включены рисунки Вячеслава Михайлова из серии «Гулаг» (середина 1980-х) и литографии Алексея Казанцева из серии «Соловки» (1989). Дополнит этот ряд объект Николая Федореева «Вертикаль власти» (1990) – образец соц-артовской критики абсурдного и обреченного советского «вавилона».
Выставка «Заря гражданственности новой» будет временно интегрирована в постоянную экспозицию отечественного искусства советского периода. Проект будто вторгается в привычное сдержанное повествование о развитии художественной практики ХХ века и дает возможность подробнее и чуть более развернуто представить одну из важных граней эпохи 1960-х – 1980-х годов. Таким образом, собранные в рамках выставки произведения из музейных и частных коллекций намечают рассказ о становлении неподдельной и ответственной гражданской позиции художников в искусстве последних двух десятилетий советского строя.
Проект осуществляется при участии Нижнетагильского музея изобразительных искусств, а также Общественного объединения «Пространство второго авангарда» и приурочен к международной научно-практической конференции «Вторая волна русского авангарда: региональные версии» (15 – 18 ноября 2021, Екатеринбург).
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова