Центр фотографии «Март» представляет выставку «Детектив», в которую вошли работы 11 авторов из России, Чехии, Великобритании и США.
Экспозиция построена по классической схеме детектива. В первом зале герои фотографий Ярослава Коциана (Чехия) обнаруживают себя ночью на пустынной улице в неочевидной ситуации. Они обескуражены, потеряны, покорны судьбе. Далее по закону жанра следует «место преступления». В большом зале галереи кураторы построили лабиринт с образом «сожженной комнаты» в инсталляции Татьяны Швецовой-Яперовой (Екатеринбург, Россия). Но, разумеется, преступления здесь не настоящие. Дерек Хард (Чехия) с помощью кукол и фотографических приемов обыгрывает сцены из культовых криминальных фильмов. В коллажах Дениса Тарасова (Екатеринбург, Россия) кадры из кино с "кровавыми сценами" размещены в рекламных каталогах. Константин Ремизов (Россия) работает с виртуальными мирами ролевых компьютерных игр, а Питер Бэнкс (Великобритания) с видеоартом и иллюзией реальности в фотографии.
Расследование преступления невозможно без объективных научных данных и обращения к современным методам контроля и идентификации личности. Об этом следующий раздел выставки, где почти незаметная граница между вымыслом и правдой. Не в мрачных антиутопиях, а в современной жизни любой человек может быть мгновенно опознан по лицу и цифровому следу в соцсетях. Егор Цветков (Россия) доказал это на примере случайных попутчиков в метро. Не в голливудских фильмах, а в сделанных в метро Санкт-Петербурга фотографиях Олега Пономарева (Россия) рентгеновское просвечивание багажа обычных людей обнаруживает автоматы, пистолеты, пули и прочие «мужские игрушки». Валентин Сидоренко (Россия) исследует отпечатки рук и пальцев преступников и гениев — людей схожих и, одновременно, диаметрально противоположных судеб.
В классическом детективе добро побеждает зло, злодей терпит поражение и получает по заслугам. Популярность жанра объясняется не только остротой сюжета, но и предсказуемостью финала, утверждающего ценность жизни и справедливости. Однако в реальности так случается не всегда. Выставка «Детектив» в Центре фотографии «Март» завершается проектом Сергея Строителева (Россия) «Цвет насилия». Он посвящен преступлениям без наказания, где преступник анонимен и неразличим в толпе. В проекте несколько героев: мигранты, ставшие жертвами нападений на улице; преступники, о которых мы знаем только по фотороботам; ночной город со смазанными лицами прохожих. Комментарии психолога и прямая речь людей заставляет задуматься, как глубоко проникло чувство страха и неуверенности в своей безопасности. Детектив становится тотальным.
Выставка доступна для посетителей ежедневно с 11:00 до 22:00 с 24 мая по 25 августа 2019 года. Стоимость билетов: 150-250 рублей.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина