В преддверии китайского Нового года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка китайской керамики, фарфора и художественного стекла из коллекции Алексея Глазырина (Екатеринбург).
Пристальное внимание на протяжении многих столетий к недосягаемой экзотической культуре Китая привело к формированию в Европе крупнейших коллекций китайского искусства, а в XVIII веке способствовало появлению отдельного яркого направления в рамках стиля рококо – шинуазри, проявившего себя во всех без исключения видах искусства. Настоящий проект представляет частный, а потому еще более интересный, пример неиссякающего интереса европейского мира к культуре Поднебесной в наши дни.
«Должен сказать, что этого собрания бы не было, если бы не моя семья. Китай стал для моих предков вторым домом. Тридцать лет в 1917-1947 гг. они были вынуждены прожить в изгнании в Шанхае. Вернувшись в Россию, семья, конечно же, привезла множество предметов искусства, окружавших меня с детства. Я никогда не воспринимал их как предметы из музея, это были вполне бытовые вещи – в китайском шкафу хранились мои книги, из фарфорового кувшина с замысловатым сюжетом на стенках мы пили воду. Когда приходили гости, доставали чайный сервиз с драконами. Для меня это родной мир, в котором я вырос и на культуре которого был воспитан…», - описывает свое увлечение китайским искусством Алексей Глазырин.
Фарфор, изобретенный в Китае в VII веке, является визитной карточкой этой восточной цивилизации. Удивительное явление прикладного искусства на протяжении столетии демонстрировало не только высоту технологий, но и многообразие творческих решений китайских мастеров, преемственность традиций и, одновременно, способность воплощать отличительные эстетические особенности каждого из периодов истории Китая. Коллекция Алексея Глазырина, формировавшаяся на протяжении нескольких десятилетий, представляет собой собрание предметов разных исторических эпох (XIV-XX века) и внушительное типологическое разнообразие китайского «хрупкого золота». На выставке зритель познакомится с избранными произведениями собрания – от знаменитого голубого фарфора до «черного» и «розового» семейств.
Сосуд с изображением глицинии, пионов и сорок
Период Гуансюй (1875-1908)
Фарфор; надглазурная роспись эмалями и железными красками
Помимо фарфора и керамики, выставка впервые в Екатеринбурге даст возможность познакомиться с малоизвестной российскому зрителю традицией художественного стекла Поднебесной, оформившегося в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства лишь в конце XVII века под влиянием католических миссионеров.
Таким образом, выставка не только представляет яркие произведения китайского декоративно-прикладного искусства, традиционно наполненные благопожелательной символикой, но и демонстрирует существовавшую на протяжении веков тесную связь культур Европы и Китая, имеющую место и в современном мире.
Ваза с композицией «Три друга зимы»
Период Мин (1368-1644), XIV век
Фарфор; подглазурная роспись кобальтом
Экспозиция доступна для посетителей в Екатеринбургском музее изобразительных искусств со 2 февраля по 1 апреля. Со вторника по четверг музей открыт с 11:00 до 20:00, в пятницу, субботу и воскресенье — с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше, понедельник выходной.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина