Scroll Down
 +0 °C ММВБ  $100.22   €105.81
  1. Мнения
  2. Люди

Алексей Рыжков:

«Я стал тем, кого все знают, когда я начал изображать Екатеринбург. Город дает мне топливо для работы»

09:44 23 декабря 2020
​Уральский художник Алексей Рыжков обрел славу только после того, как стал рисовать Екатеринбург. В своих работах он передает настроение города, его характер и красоту. Автор проекта «Нарисованный Екатеринбург» и мультфильма «Танец втроем» знает, что есть особенного в Екатеринбурге. Ведь именно это он изображает на своих полотнах. Алексей Рыжков стал новым героем проекта «Город, сильный людьми». Global City поговорил с художником о городе, славе, творческих муках и мультфильмах.
Художник
Художник из Екатеринбурга. Автор проекта «Нарисованный Екатеринбург» и мультфильма «Танец втроем».
«Я стал тем, кого все знают, когда я начал изображать Екатеринбург. Город дает мне топливо для работы»

«Этот город и сделал меня художником»

– Сначала я к нашему городу относился индифферентно, не был к нему слишком привязан. А потом у меня стали получаться именно те работы, где изображен Екатеринбург. Я стал его рисовать и с этого момента я его люблю. Мое отношение к городу очень сильно изменилось.

– А что больше всего любите рисовать в городе?

– Мы все по каким-то своим маршрутам протоптанным ходим, и вот где я чаще всего бываю, то и рисую. Я редко езжу куда-то специально, в основном, это те места, где я бываю часто. Это район Царского моста и вокруг, центр города. Случается забрести на ВИЗ и Уралмаш. Но есть такая проблема в иконографии Екатеринбурга. Когда начался проект Музея истории Екатеринбурга «Город семи районов», оказалось, что мало изображений нашего города, кроме объектов в центре. Все рисуют одинаковые сюжеты: Оперный театр, например, и очень многие интереснейшие мотивы остаются невостребованными. Я считал, что нарисовал весь город насквозь, но когда потребовались работы о ВИЗе, у меня их оказалось очень мало, десятка полтора. Там-сям, везде что-то немножко нарисовано, но не много.

– Считаете ли вы Екатеринбург уникальным городом?

– А это не важно для меня вообще. Лично для меня это уникальный город. Я очень люблю Париж, я его порисовал в свое время с огромным удовольствием, и мне эти работы нравятся, но если сравнить нарисованный мной Париж и Екатеринбург, то Екатеринбург гораздо круче. Красота в глазах смотрящего.

– Чем отличается Екатеринбург от других городов?

– У него есть грандиозное отличие от всех городов мира – я здесь живу! Если серьезно, это очень трудно словами определить, потому что мне, наоборот, стало интересно другое, что все большие города друг на друга чем-то похожи и иногда, когда я вспоминаю или пересматриваю работы, сделанные в разных городах, мне кажется, что это один большой безграничный мегаполис. Я весь мир воспринимаю, как один огромный город с маленькими промежутками.

– Как давно вы рисуете Екатеринбург?

– Екатеринбург я рисовал около 25 лет. Я его стал рисовать не сразу, мне было уже за 30, и рисую его до сих пор. Я знаю, что принято говорить о любви к своему городу, что Екатеринбург – лучший город на Земле. Мне кажется это странным. Какая разница, лучший он или не лучший, третья он столица или не третья. Это не важно, важно субъективное ощущение – это мои взаимоотношения с этим городом. Что мне за дело до других? Я не сравниваю лучше или хуже.

– Что отличает Екатеринбург от других?

– Это трудно выразить даже в рисовании. Каждый город – он как будто бы личность, может быть человеческая.

– А какая личность Екатеринбург?

– Да его не поймешь! Мне кажется, что чуваком с легким характером его не назвать. Мне кажется, что на судьбе нашего города обстоятельства его рождения очень сильно отражаются до сих пор. Время реформ Петра I. Очень резкий город, все время сам себя пожирает. На старинных гравюрах XVIII века он выглядел чудесно. Не осталось и следа от этого. Потом он стал городом классицизма. Классицизм прекрасен. Ну и где это сейчас? И вот как-то он так делает всегда. Мой город как-то неправильно себя ведет иногда, и я как испуганный папаша на своего беспутного сыночка смотрю на него, что он еще отчебучит?

– Что вас вдохновляет в городе?

– Каждый раз что-то интересно рисовать. Это сложно сформулировать словами. Что-то мне показалось любопытно, что-то захотелось трансформировать из реальной жизни на плоский лист бумаги.

– Что особенного в Екатеринбурге?

– Я уезжал из Екатеринбурга, три года прожил в Петербурге. Этот город меня не принял. Не только мы выбираем города, где жить, они тоже выбирают нас. Я писал Питер, но эти работы мне не нравятся. Я так любил художников, которые запечатлели Петербург, находился под их сильным влиянием, что мои работы выглядят как уцененные варианты того же самого. Но я все-таки сделал петербургскую серию графики через 30 лет, после большого перерыва разлуки с этим городом. Екатеринбург воспитал у меня новое мировоззрение, и я увидел Петербург уже не чужими, а своими глазами. Екатеринбург дает мне возможность быть самим собой. Мне нравится наш город, нравится здесь жить, нравится здесь работать. Екатеринбург и сделал меня художником. Я стал тем, кого все знают, когда я начал изображать Екатеринбург. Город дает мне топливо для работы.

«Известный – это самое низкая градация успеха»

– Считаете ли вы себя известным художником?

Среди ревнивых советских писателей была разработана целая терминология, кто кого круче. Великий, знаменитый, выдающийся... В общем, известный – это самая низкая градация успеха. Это смешное слово. Если человека не знают, оно звучит фальшиво. Если знают, он не нуждается в этом прилагательном. Я, конечно, очень ценю внимание публики к своим работам. Это дает уверенность, энергию и оптимизм. Но нужно ценить и свою самодостаточность. Тем более что я видел, как несправедливо быстро забываются прекраснейшие произведения и их авторы.

– У вас есть проект «По ту сторону рамы или прогулка по нарисованным местам». Что это за проект и для кого он?

– Я принимаю участие в градозащитном движении, но не очень активно. Так как мне нужна энергия, чтобы рисовать. Настоящая защита городской среды требует больших эмоциональных затрат и самоотверженности. Рад, что есть люди, которые занимаются этим и даже иногда побеждают. Я не очень люблю копаться в истории, в том плане, чтобы всерьез вникать в подробности, из-за чего поссорилась семья Нуровых с семьей Ошурковых, хотя это и смешно, если информация правдива. Но показать это место, его уникальность, какое оно прекрасное, для этого у меня есть свой способ. Я по этому району решил сделать экскурсию. Я ее один раз провел. Авторские экскурсии как средство защиты города – такая деятельность мне очень понятна и нравится. Очень много гибнет архитектурных памятников, парков и прекрасных вещей, потому что люди равнодушны к этому. Общественное мнение много значит. Надо заниматься просвещением и создавать общественное мнение. Когда мы ходим по улицам, я показываю свою работу и место, откуда она нарисована, тут много есть о чем поговорить.

– Планируете делать еще экскурсии или это был одноразовый проект?

– На первой экскурсии было 60 человек. Это слишком. Я волновался, «был на автопилоте» и не чувствовал ответной реакции. Участники говорят, что было интересно. Я бы хотел продолжить это. Сейчас современное искусство ищет новые пути взаимодействия со зрителем, и вот такая ходячая выставка – очень актуальная вещь. Чтобы люди посмотрели мои работы не в зрительном зале, а на своих гаджетах, прямо в тех местах, где они были нарисованы. Это художественная акция, и это тоже произведение искусства. Можно показывать картины разных периодов, тогда зрители видят, как меняется город и как меняется стиль художника. Техника, в которой рисуешь, тоже влияет на восприятие. Это такой обоюдный процесс.

«Творчество очень быстро превращается в технологию, мертвеет и нужно находить что-то новое»

– Почему вы решили создать мультфильм?

– Анимация – это один из самых любимых мной видов искусства. Поражает разнообразие изобразительных языков, которые она создает. Но беда в том, что я трудно общаюсь с компьютером и думал, что всегда буду только зрителем. А потом я увидел на телеканале «Культура» как оживают картины в заставке перед прогнозом погоды, и я решил попробовать сделать что-то подобное со своими картинками. Сейчас я хочу сделать настоящий анимационный фильм, но я понимаю, что мне одному не сделать это. Этот вид деятельности требует высоких профессиональных навыков и коллективной работы. Я претендую в таком фильме на роль художника. В 2018 году меня пригласили в жюри на фестиваль «Кинопроба», где я оценивал работы в жанре анимации. Там я познакомился с выдающимися мастерами. Хотя все они оказались удивительно симпатичными и дружелюбными, в тот момент я понял, что мне свои мульты им лучше не показывать. Я хочу принять участие в анимационном фильме о Екатеринбурге. Так, чтобы он был сделан на самом высоком уровне.

– У вас есть идеи о сюжете будущего анимационного мультфильма?

– Я хочу сделать о Водонапорной башне в Историческом сквере. Меня поразила история этой башни. В ней отражается вся история нашего города, начиная с той, которая была до ее постройки. С этого места Екатеринбург начинался.

Эта башня – часть моей жизни, я сам часто в ней бывал. Эта яркая выразительная биография, насыщенная образами, которые можно классно нарисовать. Хорошо, если получится сделать кино без слов. Только музыка.

– «Танец втроем» – как родился этот мультфильм?

– Я нарисовал персонажей и сказал, что они должны танцевать. Это было около десяти конструктивистских зданий, изображенных ожившими, превратившимися в людей. Аниматор Григорий Малышев сказал: « Давай возьмем троих, чтобы получился любовный треугольник!» И вот он придумал эту историю, исходя из нарисованных мной героев и их характеров.

– А Водонапорную башню тоже будете оживлять?

– Мне кажется, интересней все время что-то новое придумывать. В чем трагедия творческих профессий? Когда ты что-то классное придумал - все удивились, но это не навсегда. Творчество очень быстро превращается в технологию, мертвеет и нужно находить что-то новое. Я не знаю, оживет ли эта башня, но вот показать, как там люди жили, как был устроен их быт – это само по себе будет живо и интересно. А там есть о чем рассказать! Я не думаю, что мы повторим этот ход.

– Какие у вас творческие планы?

– Мне сейчас интересна анимация. У меня есть книжка «Нарисованный город», она пользуется успехом. Я думал эту книгу продолжить, издать ее в четвертый раз. Чувствую, что она будет классной! Я бы екатеринбургских историй прибавил туда и свои путешествия. Я плохо ориентируюсь по картам и во времени, самые интересные вещи происходят, когда ты заблудишься, а это со мной случается довольно часто. Я бы сделал книгу из путевых зарисовок и очерков из разных стран, но я не вижу адресата. Может быть, это будет не книга, а какая-то штука в Интернете.

Видеоинтервью с художником в рамках проекта «Город, сильный людьми» смотрите по ссылке.

Фото: Евгений Точигин

© Интернет-журнал «Global City»

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+