Большой выставочный зал погружен в полумрак. Затемнив пространство, создатели выставки подчеркивают игру света на полотнах художника-импрессиониста Константина Кузнецова. Его творческий путь пришелся на первую половину XX века, а вдохновение мастер черпал, разглядывая пейзажи Нормандии. Начав писать картины в 33 года, он не сыскал славы на Родине, но был признан за рубежом.
«Мы горды представить такой красивый проект. И столь же, как прекрасна эта живопись, так же удивительна история, которая стоит за всем этим», – сообщил директор культурного центра «Эрмитаж-Урал» Никита Корытин.
Судьба художника прослеживается в концепции выставки. Она разделена на несколько зон, соответствующих разным жизненным периодам, а фотографии из личного архива мастера сопровождают его картины. В 33 года купец Константин Кузнецов решил изменить свою жизнь, уехал в Париж и начал писать. На выставке этот этап представлен автопортретом и пейзажами. Нормандия стала местом силы Кузнецова. Со временем он выработал собственный стиль и взгляд на импрессионизм и Париж.
Работы «золотого периода» приходятся на 1915-1920 годы. Куратор выставки Алана Гогичаева говорит, что это один из самых счастливых периодов в жизни художника. После 20-х годов его жизнь изменится. В красках станет больше темных цветов, а вместо холстов начнут появляться простыни и мешковина. Революция в России лишила купца средств, а смерть сына оказала сильное влияние на эмоциональное состояние мастера. В качестве примера на выставке представлены два пейзажа «Скалы в Бель-Иль» 1913 года – яркие, мокрые, живые, и «Скалы в Бель-Иль» 1923 года, с менее насыщенными оттенками и другим настроением. Дополняет этот период трансляция скал, которые сто лет назад вдохновляли художника. Зритель может увидеть, какими их видел мастер и как они выглядят в реальности.
Впервые в России экспонируется графические работы. Также можно увидеть символические полотна Константина Кузнецова. Изображая обнаженные тела девушек, он очень бережно и тактично относится к их телу.
«Мы хотели показать не только произведения художника, но и познакомить зрителей с личностью Кузнецова», – говорит куратор.
Изучая выставку, у зрителя возникает понимание внутреннего мира художника. Перед ним предстают не холсты, а воспоминания, личные переживания, чужая жизнь, наполненная счастьем и горем, радостью и болью, любовью и разочарованием.
«Это история возвращения имени Константина Кузнецова не только в Россию, но и в историю искусства», – поделился Никита Корытин.
Посетить выставку «Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже» можно до 13 октября (18+). Ранее мы рассказывали, что в Екатеринбурге открыли вторую часть выставки гения Северного Возрождения Альбрехта Дюрера.
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова