Планы поставить спектакль именно по «Фаусту» появились у уральского драматурга и режиссера Николая Коляды давно, однако к воплощению задумки в театре приступили лишь в этом году. От монументального произведения отвлекало многое – сначала бушевал ковид, а после ситуация в мире. Когда стало понятно, что так просто это все не успокоится, пришло решение – не отказываться от амбициозной задумки и все же воплотить на сцене великое произведение Гете. К тому же вопросы, поднимаемые в «Фаусте», волнуют человечество не одно тысячелетие, и вполне подходят под нашу непростую нынче действительность.
В интервью «Российской газете» Николай Коляда рассказывал, что своеобразным триггером послужили слова, которые главный герой произносит в конце: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!».
«Зачем он все время куда-то бежал, бежал, не понимая, что счастье – вот оно, здесь! Это же и про меня, и про вас, и про каждого! Вот на склоне лет остановишься и думаешь: екарный бабай, ведь была же и любовь, и счастье, куда ты от всего этого бежал?», – говорил драматург.
К репетициям в театре приступили в феврале. Главная роль досталась Олегу Ягодину, а Мефистофеля исполняют Константин Итунин и Антон Макушин. Перед премьерным показом Николай Коляда уточнил, что в спектакле занята вся труппа театра.
Стоит отметить, что к постановке «Фауста» в театре подошли со свойственным методом. Николай Коляда не просто переносит на сцену действие пьесы, он вносит в нее свои находки и смыслы. Так, Мефистофель и Фауст предстают перед зрителями простыми друзьями, аналогичными Подколесину и Кочкареву из произведения Гоголя «Женитьба». Кочкарев, представленный в роли Мефистофеля, манипулирует Фаустом-Подколесиным, вовлекая его в приключения и истории.
Не обошлось в спектакле и без традиционных для «Коляда-Театра» танцевальных номеров. Отталкиваясь от мрачного первоисточника, драматург создал вполне свойственную для себя постановку, в которой хтонь гармонирует с радостью и праздником.
«Должно быть ощущение жизни, радости, любви, весны. Когда я задумал это ставить, мой переводчик из Сербии сказал: Коля, ну зачем ты взялся за «Фауста»! Сколько я видел спектаклей – везде публика умирала от скуки. Все будут спать. «А у меня не будут! – ответил я. – У меня будут смеяться, радоваться и узнавать самих себя», – отмечал драматург.
Трогательной находкой стало введение в труппу необычного актера. Дело в том, что в спектакле участвует пес Тихон. Он же, к слову, изображен на афише. В одной из сцен Фауст в одиночестве обращается к собаке, которая представляется ему как беспомощное и бездомное существо. Он призывает дьявола помочь ему избавиться от страха и сомнений, и Мефистофель, принимая облик пуделя, появляется перед ним.
Тихон (хоть он пуделем и не является) с ролью справляется отлично – выполняет все команды и послушно следует за актерами.
Премьерные показы собрали в зрительном зале десятки поклонников, а билеты были раскуплены за несколько месяцев. В следующий раз «Фауст» предстанет перед публикой 4 и 17 июня. Правда, и на эти показы раскуплены почти все места.
18+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова