В Екатеринбурге на фестивале фортепианных дуэтов, который стартовал в Свердловской филармонии 19 октября, состоится мировая премьера. Уральский композитор Ольга Викторова по заказу Национального оркестра Иль-де-Франс и Уральского академического филармонического оркестра написала произведение - концерт для фортепиано с оркестром под названием «Все началось с Артуриных кроссовок». Впервые французский дуэт пианистов Людмила Берлинская и Артур Ансель исполнят концерт 22 октября в Свердловской филармонии. Вместе с пианистами на сцену выйдет Уральский филармонический академический оркестр по управлением Дмитрия Лисса.
История создания этого произведения впечатляет своей необычностью. Идея написать музыку зародилась во время конкурса «Ноты и квоты». Особенность конкурса - заявку подает не композитор, а исполнитель, который доверяет своему автору и уверен, что написанное им произведение получит сценическую жизнь.
«Это (сотрудничество в рамках конкурса - прим.ред) зародилось естественно и спонтанно после нашего концерта. Мы хотели получить от Ольги фортепианный концерт, и она согласилась его написать! Через несколько дней после этого Ольга прислала мне сообщение: «Я уже слышу некоторые темы», - поделилась Людмила Берлинская.
Фортепианный концерт имеет необычное название - «Все началось с Артуриных кроссовок». Оно появилось не случайно. Композитор Ольга Викторова узнала историю пианиста Артура Анселя, которому было неудобно выступать в концертной обуви. Во время репетиции он использовал удобные кроссовки, но выйти в них на сцену решился не сразу, а когда заменил концертные туфли на удобную спортивную обувь черного цвета, почувствовал себя комфортно и подумал: «Почему я не сделал этого раньше!».
«Мы рассказали Ольге эту историю, но нам совершенно не могло прийти в голову, что название концерта будет связано с обувью Артура!», - сообщила пианистка.
Концерт получился динамичный, яркий, но довольно трудный, даже для музыкантов с огромным профессиональным опытом.
«Трудность запредельная, как для солистов, так и для оркестра», - так описала концерт Людмила Берлинская.
Работая над музыкой, Ольга Викторова представила, что было бы, если бы пианист начал играть ногами. Поэтому в произведении используется кластерная техника: игра «гроздьями» пальцев, ладонью, кулаками и даже локтями.
«Огромная энергия в этой музыке и большой драйв», - поделился своими эмоциями от произведения Артур Ансель.
После премьеры в Екатеринбурге фортепианный концерт прозвучит в «Зарядье» в Москве и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова