Фуд-эксперт и одна из организаторов фестиваля Мария Швецова рассказала нам о том, каково это — делать фестиваль еды, превращая его в праздник лета.
– Что отличает фестиваль, проводящийся по франшизе, от фестиваля, который родился на Урале?
– Фестиваль еды – это определенный формат. В любом городе страны и мира он имеет одинаковое наполнение в плане зон и локаций. Но каждый организатор развивает свой фестиваль по-своему. Фестивали еды бывают двух типов: массовые — универсальные, с бесплатным входом, созданные, чтобы человек мог прийти и просто попробовать что-нибудь, а есть атмосферные. Так вот это — мы. «Гастроном» хоть и называется фестивалем еды, но в первую очередь это фестиваль в принципе, и только потом — история про еду. «Гастроном» очень атмосферный. Мы, организаторы, приходим туда сами и кайфуем от того, сколько там довольных людей.
– Готов ли «Гастроном» накормить всех? Программа пестрит разнообразием. Как уместить все в одном месте?
– У нас действительно много площадок. Они выстроены так, чтобы человек пришел, составил свой маршрут. Его встречают зоны лекториев и мастер-классов с интересными спикерами и мастерами своего дела, где можно посидеть, послушать, узнать что-то новое и, конечно, попробовать вкусные блюда.
Мы всегда долго и тщательно готовим фестиваль. Первый мозговой штурм дает нам невероятную программу – программу лучшего фестиваля не только в городе, а лучшего в принципе. Но потом, в силу многих факторов и обстоятельств, формируется конечная программа, которую оказывается реальным реализовать в конкретном городе и в конкретном месте.
– Какие мастер-классы проходят на «Гастрономе»? Кто их ведет?
– Здесь мы следуем логике: «завтрак, обед, ужин» или «первое-второе-третье», а затем отбираем лучшего повара для каждого сегмента.
– Как вы определяете лучшего? Ведь речь идет о еде и невозможно попробовать все, даже если целый год посвятить походам по ресторанам.
– Мы позиционируем себя как фестиваль, готовый предоставить самое лучшее и актуальное, что произошло с миром гастрономии в нашем городе за последний год. В этом мире есть определенная прослойка людей, кого действительно можно назвать профессионалом. Вот, например, Олькиницкий (Владимир Олькиницкий – шеф-повар и ресторатор, идеолог современной уральской кухни, – прим.ред.) или шеф «Стейк-хауса» (Михаил Аракелов, – прим.ред.), который действительно один из лучших поваров по мясу. Мы приглашаем людей, которые уже завоевали авторитет и ни капельки не сомневаемся в том, что он покажет класс.
– А бывают ситуации наоборот? Когда, например, после вашего фестиваля на заведение или повара обрушивается успех и на гастрономическом горизонте зажглась новая звезда.
– Безусловно. Ведь основной смысл фестиваля – возможность познакомить людей с заведениями, чтобы они могли узнать больше мест, которые станут точками на их гастрономической карте города. У некоторых заведений на «Гастрономе» выстраивается очередь. И каждый раз это участники с разным ассортиментом, иногда этот человеческий выбор оказывается абсолютно непредсказуемым. А платит народ, как известно, рублем, и впоследствии многие участники говорят, что после «Гастронома» ощущается приток гостей в их рестораны.
– «Гастроном» трансформировался фуд-зоны на одном из городских фестивалей в самостоятельное мероприятие. Как это случилось?
– Стало тесно. На «Ярмарка-Фест» (фестиваль под открытым небом, проводился в Екатеринбурге до 2017 года, – прим.ред.) фуд-зона «Гастроном» была одной из самых популярных. При этом участников, желающих накормить людей, было гораздо больше, чем способна вместить одна площадка с основными активностями — концертами и развлечениями.
– Как сейчас обстоят дела с распределением активностей и непосредственно еды на фестивале?
– 50 на 50. В этом году у нас очень много участников; заведения готовят экспериментальные меню и настроены удивлять. В этом году мы отказались от стартапов. Зонирование будет проходить по определенному принципу — по тематикам. Будет зона «казан-мангал», зона моря с морепродуктами от классных заведений города, будет зона Азии — очень аутентичная, мы отнесли ее в парк, зона будет изумительно оформлена в плане декора. Еще одно новшество – это аллея фуд-траков (фуд-трак – печка на колесах, – прим.ред.). У нас в Екатеринбурге их очень мало, возможно, все дело в каких-то законодательных моментах. В этом году рынок раскачался, и мы готовы поддержать эту тенденцию.Еще у нас в этом году увеличилось количество детских зон, так как многие приходят с детьми, поэтому мы взяли во внимание и этот фактор, подготовив развлечения и для маленьких гурманов.
– Все-таки для кого в больше степени этот фестиваль — для голодной публики или для заведений города?
– Наша задача – не накормить всех. «Гастроном» - это больше фестиваль, где еда выступает дополнительным бонусом к хорошему дню. А для ресторанов это отличная возможность представить новое меню и рассказать о себе. Ведь даже крупным заведениям нужно держать себя в тонусе и не пропадать с поля зрения.
– Вы задержались в парке Павлика Морозова, это уже четвертый «Гастроном», который проводится там. Все устраивает?
– Он замечательный. Парк привели в порядок, там здорово проводить время. Всем потребностям фестиваля он не отвечает, конечно. Но площадки, которая бы действительно отвечала всем потребностям фестиваля, в городе попросту нет, и наш парк — ближе к этому идеалу чем любой другой.
– Что ждет юбилейный фестиваль и как он будет развиваться в будущем?
– «Гастроном» начинался как мини-проект, мы думали, что это будет локальная история для ресторанов и рестораторов. Но когда пришли гости, а первый «Гастроном» проходил в парке Литературного квартала, мы поняли, что людей очень много и значит, что городу нужна эта история, поэтому мы переехали в парк побольше.
У нас есть идеальная картина мероприятия в головах, мы стремимся регулярно приближать ее к действительности. За пять лет фестиваль стал более качественным с точки зрения организации, с точки зрения удовлетворения потребностей людей, которые к нам приходят. Мы учли совершенные ранее микроошибки, проработали их и продолжаем стремиться к совершенству.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина