Scroll Down
 -2 °C ММВБ  $102.58   €107.43
  1. Обзоры
  2. Город

«Щелкунчик» навсегда: почему в театрах России так мало новогодних спектаклей

12:49 22 ноября 2024
Новогодний репертуар российских оперных и балетных театров, как правило, представляет собой яркий набор произведений. Если проанализировать зимние афиши, то можно обнаружить, что из года в год труппы показывают одни и те же спектакли. Например, в ряде отечественных театров каждый декабрь идет «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Черевички» и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, а также «Морозко» в различных интерпретациях. Популярность этих постановок объясняется несколькими факторами: исторической традицией, сюжетной сказочностью и возможностью погрузиться в особую праздничную атмосферу, которую так ждут зрители. Редакция Global City решила разобраться, почему публика так привязалась к этим вековым спектаклям, из-за чего режиссеры не рискуют вводить в новогодний репертуар другие рождественские произведения и почему билеты на «Щелкунчика» раскупают за полгода. Подробности – в нашем обзоре.
«Щелкунчик» навсегда: почему в театрах России так мало новогодних спектаклей
Фото: pxhere.com

Каждый год в период новогодних праздников российские театры наполняются зрителями, ищущими волшебства, праздника и красоты. Именно в это время театры достигают наибольшего финансового успеха, собирая полные. Среди самых популярных постановок неизменно остаются «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и «Морозко» Михаила Красева.

В Новосибирском театре «НОВАТ» «Щелкунчик» будет идти с 15 декабря по 8 января, за это время запланировано 26 показов. Сказку «Морозко» можно будет увидеть дважды – 21 и 22 декабря. В Екатеринбурге в театре «Урал Опера Балет» балет «Щелкунчик» начнется 15 декабря и завершится 12 января, всего запланировано 23 представления. Там же сказку «Морозко» покажут 8 раз, с 21 декабря по 6 января.

В Санкт-Петербурге Мариинский театр готовит насыщенный декабрьский репертуар: «Щелкунчик» будет идти весь месяц, с 1 по 31 декабря, общим количеством показов – 34. В Перми «Щелкунчик» начнется раньше – 22 ноября, а завершится 5 января 13 спектаклями. Красноярский театр порадует зрителей «Щелкунчиком» с 17 декабря по 9 января – здесь пройдет 18 представлений, а «Снегурочку» покажут 4 и 5 января, всего два раза.

В Москве в Большом театре пока не анонсированы показы «Щелкунчика», но на Новой сцене с 19 по 21 ноября зрители смогут увидеть балет «Снегурочка» в исполнении Русского национального балета «Кострома». Кроме того, 13 октября 2024 года и 18 января 2025 года в Кремлевском дворце будет представлен балет «Снегурочка» на музыку Чайковского, приуроченный к юбилею народной артистки России Натальи Балахничевой.

Возникает вопрос: что делает эти спектакли такими популярными, что они неизменно присутствуют в репертуаре театров, несмотря на длительное время их существования? Почему режиссеры не рискуют экспериментировать с новыми рождественскими постановками, предпочитая все тот же проверенный набор произведений? В нашей статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

История и традиция исполнения

«Щелкунчик» Петра Чайковского

Балет «Щелкунчик» стал неотъемлемой частью новогодних праздников, но его история начинается задолго до современной популярности. Премьера балета, созданного по мотивам сказки Гофмана и адаптированного Александром Дюма, состоялась в 1892 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В 1891 году Императорские театры заказали Чайковскому музыку для балета по сюжету Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», однако, процесс работы был нелегким. Чайковский, только что завершивший «Спящую красавицу», чувствовал неуверенность в успехе новой работы, однако создание «Щелкунчика» стало поворотным моментом как в его творчестве, так и в истории балетного искусства.

К слову, «Щелкунчик» стал популярным не сразу. Лишь к середине столетия он занял прочное место в репертуаре русских и мировых театров, а его постановка стала обязательной программой для новогоднего сезона. Каждый год «Щелкунчик» привлекает огромное количество зрителей в Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге. На этих сценах балет предстает как в классическом исполнении, так и в современных интерпретациях, благодаря которым спектакль остается актуальным и свежим для новых поколений зрителей. Кроме того, театры экспериментируют с декорациями и хореографией, создавая новые версии этого любимого спектакля.

«Я всегда с готовностью ставлю «Щелкунчика», мне хочется, чтобы эта музыка, этот сюжет дошел до каждого. Я ставил его более чем в десяти театрах мира и видел реакцию – люди понимали, что это не просто сказка, за ней встает что-то очень важное и вечное, вне границ и культурных различий», – рассказывал выдающийся российский балетмейстер Юрий Григорович.

«Снегурочка» Николая Римского-Корсакова

«Снегурочка» принадлежит к числу знаменитых опер, созданных Николаем Римским-Корсаковым, чье творчество внесло огромный вклад в русскую культуру и оперное искусство. «Снегурочка» была написана в 1881 году по мотивам пьесы Александра Островского. Ее сюжет основан на русских мифах и сказках о девушке, сотворенной из снега, которая стремится познать мир людей и пережить любовь, но с приходом весны вынуждена погибнуть. Композитор создал произведение, которое удачно сочетает народные музыкальные мотивы с романтической оркестровкой, создавая атмосферу, передающую дух русской зимы.

«Морозко» Михаила Красева

Опера «Морозко» была написана композитором Михаилом Красевым на либретто Юрия Дружкова. Премьера состоялась в 1956 году в Театре оперы и балета в Екатеринбурге. Сюжет оперы основан на одноименной русской народной сказке, известной своей мистической атмосферой и обилием сказочных персонажей. В ней рассказывается о доброй девушке, которая сталкивается с испытаниями, чтобы в конце обрести счастье благодаря волшебному Морозко.

Опера включает в себя яркие, эмоциональные музыкальные моменты, в которых звучат как мощные мотивы, так и нежные мелодии. Музыкальный язык произведения активно использует фольклорные элементы, создавая атмосферу русской зимы и волшебства. Одной из выдающихся особенностей является использование оркестровки, которая играет ключевую роль в раскрытии сказочного мира. Этот стиль в сочетании с хореографическими сценами и фольклорными мотивами делает оперу популярной среди зрителей и по сей день.

«Морозко» был поставлен в разных театрах России и продолжает привлекать внимание зрителей своей зрелищностью и глубокой русской символикой. С момента своего создания опера часто ставилась на различных сценах, привлекая как любителей классического искусства, так и новую аудиторию, ищущую в искусстве элементы сказочности и фольклорной красоты

Откуда такая бешеная популярность 

О популярности «Щелкунчика» неоднократно размышлял народный артист России, выдающийся танцовщик и педагог Николай Цискаридзе.

«Я считаю, что ничего более совершенного, чем два «Щелкунчика», Вайнонена и Григоровича, в мире не поставлено. Это два самых гениальных спектакля на эту тему, а все остальные постановки в мире стали вариациями на эти два шедевра. Так как мы находимся в Питере и Театр имени Леонида Якобсона – это петербургский театр, я сказал, что ничего лучше хореографии Вайнонена нет. Просто надо спектакль сделать таким, чтобы он был интересен и детям, и родителям. Чтобы дети смотрели с удовольствием, а родители попадали бы в свое детство и получали бы радость от встречи со сказкой», – считает артист.

Ежегодные показы балета «Щелкунчик» неизменно сопровождаются ажиотажем и долгими очередями за билетами, особенно в таких театрах, как Большой и Мариинский. В Москве у касс Большого театра традиционно выстраиваются живые очереди, которые начинаются за несколько дней до начала продаж. Для упорядочивания процесса выдаются специальные браслеты, которые позволяют гарантированно приобрести билет на следующий день. Однако из-за ограниченного количества мест многим зрителям не удается попасть на спектакль, несмотря на долгое ожидание, которое иногда превышает 8–12 часов.

На этом фоне перекупщики предлагают билеты по завышенным ценам, иногда доходящим до десятков тысяч рублей за одно место. Тем не менее зрители продолжают бороться за возможность увидеть знаменитый балет, часто отмечая, что для них это не просто поход в театр, а долгожданное событие, символизирующее праздник.

Популярность этих спектаклей объясняется их способностью создавать атмосферу волшебства, которая ассоциируется с новогодними праздниками. «Щелкунчик» давно стал символом зимней сказки, его образы, музыка и завораживающая хореография настраивают на новогоднее настроение, и зрители каждый раз возвращаются за этой атмосферой. Для многих семей эти спектакли становятся традицией, благодаря чему каждый новый театральный сезон не обходится без их постановок.

«У многих людей уже стало традицией, что перед Новым годом, 30–31 декабря, пойти на «Щелкунчик» в Большой. Многие ведут туда детей. Я помню, что мы тоже 31-го всегда с детьми туда ходили. «Щелкунчик» – это такой привлекательный художественный бренд, поэтому на этот декабрьский спектакль всегда очень сложно купить билет. Думаю, это здорово, что наш русский балет так популярен», – рассказывала гендиректор национальной театральной премии «Золотая маска» и экс-директор Театра наций Мария Ревякина в интервью MSK1.

С ней соглашается Богдан Королек – помощник художественного руководителя балета Екатеринбургского государственного театра оперы и балета.

«Однажды социологи, культурологи и музыковеды опишут этот феномен, он требует исследования. Сейчас понятны две вещи: более крутой музыки на эту тему пока не написали, а людям нужно постоянство ритуала. Готовы ли вы провести Новый год без елки, застолья и отпуска?», – заключил Богдан Королек.

Не «Щелкунчиком» единым: какие еще спектакли можно посмотреть в театрах России 

Помимо признанных новогодних хитов в репертуаре российских театров есть и менее популярные постановки. Одной из таких является «Снежная королева», основанная на знаменитой сказке Ганса Христиана Андерсена. Она представлена в различных театральных форматах, включая драматические спектакли, музыкальные интерпретации и даже оперные версии. В Театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге эта сказка ежегодно собирает семьи благодаря своей трогательной истории о добре, любви и дружбе.

Не менее интересна постановка «Ночь перед Рождеством», вдохновлённая произведением Н. В. Гоголя. Это красочный музыкальный спектакль, передающий атмосферу украинской деревни с её весёлыми персонажами, колоритными декорациями и фантастическими элементами. Подобные постановки можно увидеть в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Не стоит забывать и про такие постановки, как «Двенадцать месяцев», «История Кая и Герды», «Черевички» и другие

Наряду с этими спектаклями региональные театры создают эксклюзивные новогодние проекты, отражающие местные традиции и особенности. Такие постановки не только дарят праздничное настроение, но и становятся уникальным культурным опытом для зрителей.

Искусство VS выгода 

Популярность новогодних балетов объясняется не только их волшебной атмосферой, но и экономической выгодой для театров. В условиях стабильного спроса на эти спектакли театры часто не рискуют ставить другие постановки в праздничный сезон. Во-первых, эти спектакли уже зарекомендовали себя как гарантированный способ заполнить залы, что дает театрам уверенность в стабильных кассовых сборах. Кроме того, для многих семей посещение этих постановок стало традицией, и зрители заранее ожидают увидеть именно «Щелкунчика» или «Снегурочку», что делает такие спектакли важной частью их новогодних праздников.

«Люди хотят увидеть это невероятное зрелище именно перед Новым годом. Если бы они поставили в другие месяцы и играли бы чаще, я уверен, такого ажиотажа не было бы», – рассказал директор театра «Ленком», заслуженный деятель искусств РФ Марк Варшавер.

Театры не готовы экспериментировать с новым репертуаром, так как могут столкнуться с риском неуверенности в зрительской аудитории, а также с возможными убытками, если альтернативные постановки не вызовут такого же интереса. Перечисленные ранее спектакли гарантируют стабильный финансовый поток, а также позволяют театрам заранее спланировать продажи билетов. Именно благодаря этим факторам театры продолжают ставить проверенные новогодние балеты, которые стали неотъемлемой частью культурной традиции, избегая рисков, связанных с непривычным репертуаром в этот важный для них период.

Фото: pxhere.com, ФедералПресс/Вера Романескул, Евгений Поторочин

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+