Задавать вопросы Алексею Учителю — довольно сложно, ведь их все уже задали задолго до визита режиссера в Екатеринбург. «Матильда» вышла в прокат три недели назад, а скандал вокруг ленты крутится долгие месяцы, поэтому многим, но далеко не всем, журналистам в ходе встречи хотелось отойти от вопросов формата «что такое хорошо, а что такое плохо».
Первое, о чем спросили Учителя, был образ Николая II, точнее — как режиссер относится к своему герою.
«Он был мягким и интеллигентным, но много слушал женщин», – коротко сказал Учитель, указав на то, что Николай II, безусловно, был отличным правителем, благодаря которому Россия вышла в лидеры на мировой арене.
«Матильда» вышла в прокат 26 октября, фильм собрал в прокате лишь треть бюджета — 7,5 миллионов долларов при бюджете в 26 миллионов.
«Какой режиссер доволен прокатом? Вот и я не могу так сказать, – говорит режиссер. – Но цифры все же впечатляют. Правда, из-за отсутствия рекламы на федеральных каналах «Матильду» мало посмотрели в глубинке. А вообще мне обидно, что люди идут на фильм за скандалом и разочаровываются, не найдя в «Матильде» клубнички».
Ситуацию с поджегом «Космоса» Учитель стороной не обошел. По словам режиссера, он «никого не оскорбил» своим фильмом, а «обижаются только те, кто его не смотрел». После инцидента в Екатеринбурге у создателей ленты не могли не появиться опасения, которые, к счастью, не оправдались.
«Мы с коллегами ждали плакатов или каких-то инцидентов на показах, особенно премьерных, - пояснил режиссер. – Но ничего не было. Скандал сильно раздут, все преувеличено, много мути из-за этого поднялось. Агрессивные православные позорят реальных православных».
На вопросы о том, как он ощущает ответственность за «Матильду», Алексей Учитель ответил, что ответственность, безусловно, на нем большая, и он сделал, по его словам, максимум, чтобы показать героев исторически правильно, основываясь на реальности, а не домыслах.
«Я никого не оскорблял, – говорит режиссер, подчеркивая, что в последнее время с завидной регулярностью повторяет эти слова. – Все оскорбленные – это те, кто фильм не посмотрел. Заранее я не задумывался о реакции православных, активность Поклонской меня удивила. Ведь храм — не место, где обсуждают кино, как мне кажется».
На встрече с журналистами, которая проходила в то время, когда екатеринбуржцы смотрели кино, Алексей Учитель рассказал, что его просили снять своеобразное продолжение «Матильды», но эта идея не показалась ему хорошей. А вот для того, чтобы раскрыть и второстепенных персонажей, будет снята черытехсерийная версия фильмов. Работы над фильмом уже ведется, планируется, что показ пройдет на одном из федеральных каналов.
На показ «Матильды» в Екатеринбурге пришло много народу вопреки регулярным новостям о том, что залы, где показывают «Матильду», не заполняются, несмотря на высокую стоимость билетов (от 600 до 1500 рублей) — свободных мест в зале почти не было. После демонстрации ленты режиссер пообщался со зрителями и со сдержанным интересом выслушал отзывы. Они были преимущественно положительными. Зрители благодарили за фильм и спрашивали об оскорблении чувств верующих, мнении режиссера о том, что важнее — долг или любовь и о том, зачем он показал канонизированного царя Николая II таким «хлюпиком».
«Я не считаю, что Николай II был безвольным. Я хотел показать, что и царь — живой человек, – ответил создатель «Матильды». – После просмотра фильма многие, даже те, кто считал, что Николай II развалил страну, смогли понять его по-человечески. А его выбор между долгом и любовью не хороший и не плохой. Это конкретный выбор конкретного человека».
Отчасти общение со зрителями походило на взаимный обмен любезностями, но — до определенного момента. Когда модератор встречи обозначил, что время подходит к концу и пора задать последний вопрос, слово взял мужчина из зала, который предложил Алексею Учителю ознакомиться с «Дуэльным кодексом» 1812 года и, к удивлению зрителей, но не удивлению режиссера, вызвал того на дуэль, предлагая защитить свою честь и в словесной форме.
«Имею честь послать вам вызов на дуэль, – сказал гость вечера, представившийся руководителем центра по предотвращению чрезвычайных ситуаций, вручая текст. – Прошу вас назначит секундантов».
Алексей Учитель вызов принял.
Через 5 минут, на выходе из зала, никто об инциденте с дуэлью не говорил. В очереди в гардероб обсуждали красочные и реалистичные костюмы, спорили о том, где художественный вымысел заменял исторические факты, а еще о том, что актриса, сыгравшая балерину, для танцовщицы толстовата.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина