Scroll Down
 -1 °C ММВБ  $100.68   €106.08
  1. Мнения
  2. События

«Война войной, а дервиши по расписанию». Что слушать и смотреть на фестивале «Евразия»?

15:43 6 октября 2017
С 6 по 13 октября Екатеринбург захлестнет культурное многообразие. Фестиваль «Евразия» привезет в столицу Урала музыкантов из Европы и Азии, которые исполнят на филармонической сцене произведения, принадлежащие к разным эпохам и стилистическим направлениям. Накануне старта фестиваля мы заглянули в Свердловскую филармонию и расспросили тех, кто задумывал и готовил этот фестиваль, что смотреть и слушать в его рамках в этом году.
«Война войной, а дервиши по расписанию». Что слушать и смотреть на фестивале «Евразия»?

- В этом году тема интересная у фестиваля - «Путь». В каком контексте она используется? 

Рустем Хасанов, исполнительный директор фестиваля «Евразия»: Путь в самом широком понимании этого слова. Это и путь жизни, и путь музыки, и путь веры, и путь познания. 

Первый концерт фестиваля, например, иллюстрирует путь, который музыка проходит из века в век. Сначала публика услышит три симфонических эскиза Дебюсси «Море», созданных в XIX веке, и тут же «прозвучит» рубеж XX и XXI веков в композиции Тору Такемицу, где мотивы из «Моря» Дебюсси преломляются в современном понимании. А во втором отделении можно будет проследить путь композиторской династии и сравнить, что в начале XX века создал великий русский классик Сергей Прокофьев, и как сегодня продолжает его дело 42-летний внук Габриэль, пришедший в своем творчестве от диджейства к композиторству. 

Еще на фестивале будет представлено много этнических инструментов в совершенно разных сочетаниях. Например, на концерте китайско-европейского проекта «Диалог» прозвучит уникальный инструмент пипа, который известен с III века. Но он будет представлен публике и как древнейший этнический инструмент, и как «вдохновитель» современного композиторского творчества авторов из Европы и Азии. 

Если смотреть в целом, то тема «Путь» просматривается во всей внутренней сюжетике фестиваля и в конечном итоге выливается в великий исторический путь, захватывающий разные страны, народы и цивиизации. 

- Фестиваль «Евразия» проходит в Екатеринбурге каждые два года. Отчего такой темп взяли? 

Юлия Цвиль, координатор фестиваля «Евразия»: Только потому, что мы реализуем два очень крупных проекта, которые очень сложно совместить в один год. Оба они требуют огромных усилий в организации и подготовке. Это Симфонический форум России и фестиваль «Евразия». Мы считаем, что это нормальный принцип биеннале. 

- Фестиваль «Евразия» внезапно выходит за рамки филармонического пространства и частично оказывается на площадке «Дома печати». Это решение — дань моде?

Юлия Цвиль: Мы, так же как и Габриэль Прокофьев, внук знаменитого русского композитора, разделяем идеологию популяризации классической музыки. Именно с этой целью в 2004 году он создал лейбл Nonclassical night, в рамках которого был выработан формат специальных клубных ночей, на которых играют классическую музыку. Такие ночи проходят во многих странах мира. Теперь Екатеринбург станет первым российским городом, где будет представлен этот необычный проект. 

На открытии «Евразии» также прозвучит российская премьера композиции, написанной Габриэлем для диджея с симфоническим оркестром. 

Рустем Хасанов: Мы таким образом говорим публике, что палитра современного мира весьма многообразна. И наш фестиваль «Евразия» создан не только для меломанов и узкого круга слушателей, но и для публики, живо интересующейся современной музыкой и искусством.

- То есть Габриэль тоже обеспокоен тем, как привлечь молодежь к классической музыке? 

Юлия Цвиль: Да, и он создает музыку, в которой соединяются классические музыкальные формы и электроакустика. Например, записываются семь звуковых дорожек с «голосом» виолончели, которые накладываются на живое звучание этого инструмента. Получается интересный эффект. И такие композиторские находки позволяют молодежи открыть для себя классическую музыку. Мы также понимаем, что на наши концерты молодежи ходит не так много, как нам бы хотелось. Поэтому мы решились на этот эксперимент. Есть в этом и риск тоже, поскольку мы до конца еще не понимаем, какая публика придет на этот концерт в «Доме печати», насколько интересно это будет филармонической публике. 

- Вы разделяете точку зрения британского Time Out, что этот проект Габриэля Прокофьева вселяет оптимизм относительно будущего классической музыки? Вы тоже считаете, что ее надо срочно спасать? 

Юлия Цвиль: Нет, я так не считаю. Классика жива. Аудитория классической музыки очень давно уже не меняется. Она как была от 1 до 5 процентов от общего числа населения, так и остается. Молодежь классику слушает мало. А этот проект дает ей возможность открыть для себя то, что раньше казалось недосягаемым, и попытаться расширить филармоническую аудиторию.

Рустем Хасанов: Чтобы через десятилетия наши залы не остались пустыми, нам нужен новый слушатель. Поэтому вся деятельность Свердловской филармонии рассчитана как раз на это. Мы ищем новую аудиторию, потому что хотим быть актуальными, современными и не хотим быть «закрытым клубом для своих».

- Еще я вижу в программе фестиваля выступление сирийского коллектива. Это весьма неожиданно для Урала. 

Рустем Хасанов: Действительно, это первый сирийский коллектив за всю историю фестиваля. Но мы не ищем здесь политический подтекст, нас интересует дыхание древней истории человечества, выраженное языком музыки и уникального танца – кружения дервишей Дамаска.

- Но все-таки в Сирии война… 

Дмитрий Лисс, художественный руководитель фестиваля «Евразия»: Ну война войной, а дервиши по расписанию. Я пригласил их на фестиваль потому, что это очень интересное мистическое течение в исламе. Как-то раз в Турции я увидел ритуал кружащихся дервишей, и вместе с ними был этот маленький ансамбль Шейха Хамеда Дауда. И меня поразила глубина и самой музыки, и самого ритуала, который не смотря на свою кажущуюся простоту, захватывает своей энергией. 

- А какой путь иллюстрирует этот коллектив? 

Дмитрий Лисс: Путь познания Бога и истины. 

Рустем Хасанов: Это традиционный суфийский ансамбль, который чисто религиозное действо трансформировал в концертное представление, сохранив при этом его завораживающую красоту и таинственность. Мы увидим слепок культуры человеческой цивилизации, пришедшей к нам из древности. Это совершенно эксклюзивная страница фестиваля.

- Какая самая главная задача, которую решает фестиваль? 

Юлия Цвиль: Вообще, для Свердловской области – это крупный имиджевый проект, реализуемый при поддержке губернатора региона. Он демонстрирует мощный культурный потенциал Среднего Урала и - вместе с тем - яркую музыкальную палитру мира. 

Рустем Хасанов: Кроме того, у фестиваля есть обширная офф-программа, в рамках которой мы организуем киновечера, прямые трансляции концертов, встречи с участниками фестиваля и берем на себя просветительско-образовательные функции. К тому же, вся офф-программа бесплатна.

© Интернет-журнал «Global City»

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+