В Свердловском театре драмы состоялась премьера нового спектакля «Камень». Если постараться сказать проще, то это история про дружбу и справедливость, любовь и фарт, жизнь и смерть. Но сказать «проще» о сказе-мюзикле все же вряд ли получится, ведь с первых минут зрителя погружают сразу в несколько миров: в сказы Павла Бажова и вселенную Алексея Иванова, в Свердловск 90-х, Афганистан, а потом снова на Урал. И все это переплетается со стихотворениями Бориса Рыжего и Майи Никулиной, голосами которых говорят и поют герои.
В центре сюжета – Даня, Инга и Ларик, еще в детстве поклявшиеся хранить и оберегать свою дружбу. Ребята вместе росли, взрослели, учились и влюблялись – эту троицу, казалось, могла разлучить только война или мистика. Так в итоге и вышло – сначала случился Афган, а потом – камень.
Даня и Ларик одновременно получают повестку в армию и вместе попадают в Афганистан. Волей судьбы или случая Данила Зотов оказывается в афганском плену, и там получает в подарок от такого же пленного волшебный дар – камень, который способен не только спасти ему жизнь, но и повернуть в его сторону фортуну и духов уральских гор.
Вернувшись домой, герой строит свою империю, открывает завод и сеть магазинов, а его детские друзья в это время строят свою семью. Даня берет в жены медсестру, которая помогала ему после плена, была рядом, поддерживала и подбадривала. Спустя годы Ульяна точно так же помогает мужу строить его «Зотовские копи», но уже в другом образе – телом девушки завладела Малахитница, Хозяйка Медной горы, и теперь она вершит справедливость по своим законам.
«Мне было сложно играть своего героя, потому что это не моя психофизика, но при этом было интересно с этим поработать, попробовать себя расширить как актера и найти в себе похожие черты и качества, которые есть в моем персонаже. Если говорить о теме, которая берется в этом произведении, то все люди не без греха. Те, кто обретают тот или иной «козырь», они разбалансируют себя и у них что-то теряется. В данном случае мой герой теряет душу и друзей», – поделился исполнитель роли Данилы Зотова актер Евгений Бушуев.
И душу он действительно теряет, когда целиком и полностью посвящает себя камню, который спас его когда-то и который, по его мнению, продолжает спасать сейчас. С годами лишь немногие называют его по имени, ведь привычнее – просто «Камень». Но для Инги, Ларика и мамы он все тот же Даня, сердце которого не затвердело, и которого они не смогут предать или оставить.
Сам спектакль – как небольшой сериал или комикс, в нем много спецэффектов, переходов, музыки, танцев и песен. Глядя на декорации, создается ощущение трехмерности: вот заканчивается сцена, и будто кто-то невидимый нажимает кнопку «стоп» – тут же меняется обстановка, металлические конструкции в виде гор отъезжают в сторону, уступая место столу главного городского мафиози, и только потом все тот же невидимый человек нажимает «плэй». Под планшетом сцены спрятаны специальные механизмы, которыми управляют машинисты с пульта компьютера. Если раньше этим занимались монтировщики, то сейчас все иначе – почти «по-киношному».
Художник-сценограф Владимир Кравцев рассказал, что долго не мог придумать, как на сцене передать природу Урала, из чего сделать такие горы, чтобы по ним могли спокойно передвигаться артисты.
«Урал славен историями про горы, и нужно было перевести это на язык сценографии. Учитывая то, что в спектакле много танцев и вообще вся история очень действенная, это было непросто. Было мучительно делать несколько выгородок, чтобы поймать все соотношения, чтобы артисты могли спускаться и подниматься...», – рассказал сценограф.
В итоге на сцене лежит более десяти тонн металла, которые монтировали двое суток. Но это не просто груда железа, а визуально воздушные и легкие сооружения, с которыми, возможно, можно будет гастролировать.
Над сказом-мюзиклом работал режиссер Алексей Бадаев и художественный руководитель Тарас Михалевский. История «Камня» началась с работы над спектаклем про поэта Аркадия Кутилова «Магнит», премьера которого состоялась театре драмы в 2021 году. У команды тогда спросили: «А почему не про наших, не про Свердловских?» Тарас Михалевский ответил: «Хорошо, идею понял», и начал собирать ассоциации. Работа над текстом заняла два с половиной года.
«Мы решили создать как бы Вестсайдскую историю, но на уральский манер и в декорациях 90-х – Центровые, Уралмаш… И как-то зачитались Алексеем Ивановым, сказами Бажова, и ушли в мистический Урал того времени. Так родилась идея переосмыслить «Хозяйку Медной горы», – поделился автор текстов и музыки к спектаклю Тарас Михалевский.
Перед началом работы он перечитал стихи многих уральских поэтов, и остановил свой выбор на творчестве Бориса Рыжего и Майи Никулиной. Именно их стихами говорят и поют герои спектакля.
«Стихи Рыжего было сложно увязать в драматургию, пришлось его поэзию собирать «по кубикам»: какие-то дуэты у нас сделаны из нескольких стихов, какие-то я переворачивал, чтобы они стали смысловыми и вписались в историю», – добавил автор.
Сказ-мюзикл идет почти три с половиной часа, но материал был написан на целый сериал – что-то пришлось ужать, сократить, а что-то перевести на видео в формате комикс-мультфильма. Позади героев на экране зрители могут видеть нарисованные знакомые улицы города, мистических кошек без глаз, комнаты, кабинеты и целые сцены. Хоть история и мистическая, сказочная, она все же про Урал. Спектакль покажут в новом театральном сезоне 22 и 23 августа (16+).
Ранее мы рассказывали о том, что театр «Урал Опера» показал последнюю премьеру сезона. Посмотреть фотографии неклассической «Снегурочки» и прочитать подробнее можно по ссылке.
Фото: Татьяна Шабунина
© Интернет-журнал «Global City» Анастасия Болтачева