Пьеса «Мальчик Уинслоу» основана на реальных событиях, поэтому, наблюдая за действием на сцене, невозможно остаться равнодушным. Зритель понимает, что когда-то в реальности этим людям предстояло сделать сложный выбор, взяв на себя ответственность за судьбы нескольких человек. Стоило ли выбирать именно это? Такой вопрос ставит перед зрителями режиссер.
Действие спектакля происходит в начале XX века, за несколько лет до начала Первой мировой войны. В английском городке проживает семья Уинслоу: глава семейства – Артур Уинслоу, его жена Грейс, их дети: старший сын Дики, дочь Кейт и младший сын Ронни. Жизнь идет свои чередом. Кейт увлечена идеями феминизма и собирается выйти замуж за Джони Уэзерстоуна, сына адмирала, обеспечивающего его содержание; Дики с трудом, но все же продолжает свое обучение в Оксфорде; Ронни возвращается домой из Королевского военно-морского колледжа, обвиненный в воровстве. Последнее событие меняет весь привычный ход жизни. Мальчик утверждает, что не воровал. Отец верит сыну. Глава семейства Артур Уинслоу, пытаясь отстоять честь 14-летнего сына, начинает судебный процесс. Два года длится судебное заседание, которое решается в пользу семейства Уинслоу. Но стоило ли это того? Несколько покалеченных жизней, безвозвратно утерянное время, чтобы доказать всему миру невиновность 14-летнего мальчика. Зрителям предстоит ответить на этот вопрос, услышав мнение разных сторон.
Фото: Вадим Балакин, предоставлено Театром драмы
«Для него сын – смысл жизни, вот почему он за него борется. Старший сын – балбес. Дочь занимается политикой и своей жизнью. Поэтому младший сын – это единственный свет в его жизни. И вот это его продолжение ему казалось святым. Самое важное в его жизни оказалось замарано грязью. Какой тогда смысл его жизни? Нет другого смысла. Что ему остается? Ему надо было защитить сына, поэтому он идет на все», – поделился заслуженный артист России Борис Горнштейн, исполняющий роль главы семейства Артура Уинслоу.
Режиссер спектакля Алексей Бадаев самостоятельно перевел пьесу английского драматурга на русский язык. В афише говорится: «Российская премьера чисто английской драмы». Алексей Бадаев признается, что впервые увидел пьесу десять лет назад в Англии и испытал противоречивые чувства. От этого и появилась фраза «чисто английской». В английской версии пьесы поднимаются вопросы справедливости и правосудия, но режиссер акцентировал свое внимание на душевных переживаниях героев, оказавшихся в такой ситуации. Получилась российская версия, которая раскрывает трагедию отдельного человека, пусть даже и со счастливым концом.
Фото: Вадим Балакин, предоставлено Театром драмы
«Я был в большом недоумении. Много прочитал про эту пьесу. Потом подумал, что я, наверное, не англичанин, мне не понять этой ментальности. Но меня не отпускало это произведение. Я понял, что меня зацепило в ней совершенно другое. Не вопросы поиска справедливости, потому что там идет повествование о том, что судебный процесс классно закончился, суфражизм победил и так далее, и на этом все. Для меня же показалось очень важной судьба Ронни, которую за него решили <…>. Жизнью Ронни распорядились без него, поэтому у меня возник вопрос: а имеем ли мы право распоряжаться чужими жизнями, имея даже самые благие намерения», – поделился режиссер Алексей Бадаев.
Для режиссера, сценографа и актеров стояла непростая задача. Нужно было поместить зрителей в театральное пространство таким образом, чтобы включить их в процесс. Режиссер не хотел создавать дистанцию между актерами и зрителями, помещая последних в зрительный зал. Так возникла идея разместить на сцене места для зрителей. Они сконструированы таким образом, что публика становятся присяжными в зале суда, а раз речь идет об Англии, то парламентариями в Палате Общин.
Фото: Юлия Табачкова, предоставлено Театром драмы
«Не хотелось выносить на зал, так как рампа диктует условия. Поэтому мы создали такое пространство, когда зрители, во-первых, подглядывающие, во-вторых, судьи. Когда мизансцена, и ты видишь кого-то спиной – ты ощущаешь себя подглядывающим, то есть зрители будто бы подглядывают за историей. Палата Общин заставляет зрителя тоже принять какое-то решение, попытаться внутри себя понять, а что бы я сделал, если бы мне позволили принять за кого-то решение», – поделился режиссер.
Во время спектакля режиссер выходит к зрителям. Он рассказывает как закончилась история в реальности, а затем предлагает сделать выбор. Каждый зритель, примерив на себя роль главных героев, выносит решение, отвечая на вопрос: «Правильно ли поступил глава семьи, дав ход делу, и стоило ли поступить иначе?».
«Мы не хотели затевать со зрителями живой разговор. Когда люди сидят оглушенные чем-либо, вытаскивать что-то из них было бы глупо, поэтому мы используем такой вариант <…>. Люди очень часто считает, что все думают так же, как я: «Ну как, ну здесь же понятно, что отец боролся, он же должен был бороться. А как иначе?». И когда зрители видят, что кто-то поднимает руку, что отец был неправ, понято становится, что в мире очень много разных мнений», – сообщил режиссер.
Актеры Театра драмы в спектакле «Любой ценой» экспериментируют не меньше режиссера. Им предстоит играть в одном поле со зрителями, на одной сцене. Так как зрители сидят с разных сторон от сцены, у актера нет возможности спрятаться от их глаз. Он постоянно находится под наблюдением. И это вносит свои сложности.
Фото: Юлия Табачкова, предоставлено Театром драмы
«Зрители рядом и это страшно. Когда в зале сидят зрители, а на тебя идет свет прожекторов, ты их почти не видишь. А здесь они смотрят тебе прямо в глаза. Это очень страшно, и страшно фальшивить», – улыбаясь говорит актер Борис Горнштейн.
Еще один режиссерский прием – запустить на сцену видеографа, который в режиме «здесь и сейчас» снимает эмоции актеров крупным планом. Тут же их транслируют на большом экране. Актер не может соврать в этот момент, а зритель не пропустит ни одной детали. Полное погружение и слияние актеров со зрителем дает ошеломительный эффект. Зритель становится не только полноценным участник спектакля, но и пропускает все увиденное на сцене через себя. Поэтому ответить на вопрос, поставленный в конце, не составит труда. Решение приходит само собой, как порой это бывает в реальной жизни.
Премьерные показы спектакля пройдут 3, 4, 9, 24 ноября. Затем увидеть постановку можно будет 15 декабря. 16+
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова