ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июля, Global City. Почти за два столетия термин «феминизм» так и не получил общепринятого определения. Кто-то считает это «социально-политическим движением », кто-то - «философской концепцией», кто-то - «идеологией», а кто-то — чем-то вроде оскорбления.
Global City решил разобраться в этом вопросе и встретился с Натальей Пушкаревой, основоположником исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке, которая рассказала, какие цели ставят перед собой современные женщины, когда президентом России сможет стать представительница слабого пола, и в чем проявляется дискриминация прекрасной половины человечества в современном обществе.
- Как формировался Ваш интерес к теме феминизма? Может, этому поспособствовали какие-либо жизненные ситуации, обстоятельства?
- Сначала я увлекалась «историей женщин», читая древнерусские летописи, мне захотелось представить, как жили и чем жили, о чем думали и что любили женщины в те времена. А уж история женщин постепенно привела меня к истории феминизма.
- Можно ли сказать, что Вы агитируете общество на некоторую переоценку в этом направлении, или же Ваш интерес имеет исключительно научную опору и Вы не ставите перед собой цель построить мир с совершенным равенством полов?
- Разумеется, мне хотелось бы видеть большее равенство полов и в зарплате, и в возможностях самореализации, и в признании особости женских интересов. Равенство прав закреплено в законах, однако действительного равенства, равенства возможностей у наших женщин, как и в большинстве стран, нет.
- В чем конкретно на сегодняшний день проявляется дискриминация женщин? Любая может получить хорошее образование, устроиться на престижную работу, построить бизнес. Женщина-генеральный директор или женщина-парламентарий сегодня не редкость.
- Дискриминация проявляется в том, что все возможности женщин лишь заявлены, они формальны. Это явление именуют «стеклянным потолком». Он невидим, но стоит женщине начать подъем, как некий предел мешает ей двигаться дальше. Как и почему он возникает? Почему так много женщин-районных врачей, но так мало их среди главврачей больниц? Почему среди рядовых чиновников масса женщин, а на высшем уровне их можно по пальцам перечесть? Почему на нашем конгрессе среди сделавших пленарный доклад только одна женщина? Поисками ответов на эти вопросы заняты специалисты в области гендерных исследований нашего общества.
Наталья Львовна на XI Конгрессе антропологов и этнологов России
- Кстати, говоря о женщине на политической сцене, при каких условиях в России возможен выбор женщины-президента?
- Женское лидерство – сложное явление. В нашем обществе, социальное сознание которого сильно сковывают традиционные патриархальные представления о женском предназначении, женщина-президент может появиться и очень нескоро, и неожиданно быстро, если вдруг иные традиции возымеют большую силу.
- Разделяет ли Ваши взгляды и убеждения молодое поколение? На мой взгляд, большинство молодых девушек и женщин устраивает текущее положение дел. Поиск перспективного, состоятельного и состоявшегося мужчины для создания семьи важнее поиска возможности самореализоваться. Я ошибаюсь? Не считаете, что и сами женщины виноваты в том, что в каких-то вопросах в первую очередь учитываются интересы мужчин?
- Согласна с вами. Социальное иждивенчество наших современных девушек – проблема, над которой стоит задуматься. Как будто не было десятилетий женских побед – продвижения женщин на руководящие посты, не было женщин ученых, выдающихся руководительниц крупных фирм, появившихся в 1990-е годы. Наши СМИ распространяют иной образ – социальной иждивенки, надеящейся на обеспеченного мужчину, который станет ее содержать. И эта пропаганда успешна. Чтобы противостоять ей, сторонницы иного взгляда на женское предназначение должны выйти из «башни из слоновой кости» и развернуть свою пропаганду. Иными словами, они должны перестать сочинять теоретические построения и начать видеть реальных современных женщин с их несовершенствами и желанием жить проще и удобней для себя.
- Положение женщин в мусульманском обществе в корне отличается от православного и любого другого. Встречали ли Вы женщин-мусульманок, поддерживающих феминистское движение?
- Разумеется, но их феминизм сильно отличен от идеалов и ценностей западного феминизма. Это отдельный долгий разговор и легко мы эти два феминизма не противопоставим, чтобы в двух словах мгновенности стали понятны различия. Восточный и «черный» феминизмы моложе традиционного западного и нашего, поскольку возникли в конце XX века.
- Что будет, когда цели, которые Вы ставите перед собой в этих вопросах, будут достигнуты?
- Ну, во всяком случае никакого «безгендерного» города Солнца, где мужчины ничем не будут отличаться от женщин, не возникнет! Будет иная жизнь, в которой мужчины будут уметь слышать женщин, помогать им в их стремлении иметь такую же интересную, полную встреч и общения, полную достижений в разных областях и маленьких ежедневных творческих открытий жизнь, какую имеют они сами. Ведь мужчины создали мир для себя. И если мужчина в нем человек, то женщина – скорее друг человека. А хотелось бы, чтобы она была самой собой, со своей особостью, которую человек бы понимал и разделял.
- Насколько мне известно, у Вас есть сын. Какие качества Вы воспитали в нем?
- Это, пожалуй, самый трудный вопрос! Надо спросить тех, кто его хорошо знает. Он много мне помогал в моих научных исследованиях, хорошо ладит с людьми, счастлив в семье. У него самого растет сын, скоро родится второй, и мне кажется, что мой выросший ребенок - совершенно удивительный для моего поколения, трепетный, внимательный, не слишком строгий, но очень много проводящий с ребенком времени отец. Его жена тоже состоявшаяся личность, заместитель главного редактора столичного глянцевого журнала. Мне скорее трудно с ней, а не с сыном, поскольку она говорит, что она «совсем не феминистка и не собирается ею быть». Но при этом своей жизнью, ориентированной на достижительность вне рамок семьи, воплощает как раз те идеалы, о которых твердят феминистки.
Значит, наши идеи все-таки транслируются иным поколениям. И нашими агентами являются не только женщины, но и разделяющие идеи феминизма мужчины.
© Интернет-журнал «Global City» Сергей Демин