ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 апреля, Global City. Один из крупнейших музеев мира Государственный Эрмитаж откроет свое представительство в уральской столице. Это уже абсолютно точно и бесповоротно. Те, кто регулярно знакомятся с художественной жизнью Екатеринбурга, безусловно, понимают, что значит для города это событие. У тысяч горожан появится возможность обрести Эрмитаж на расстоянии вытянутой руки.
Global City встретился с Никитой Корытиным, директором Музея изобразительных искусств, на площадке которого и разместится центр «Эрмитаж-Урал», и выяснил, как он будет выглядеть, какие козыри помогли Музею ИЗО отстоять право принять у себя представительство одного из крупнейших музеев мира, и почему Екатеринбург имеет право на то, что остальные боятся попросить.
- Впервые информация об открытии культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал», поправьте, если ошибаюсь, появилась летом прошлого года, а соглашение было подписано в сентябре. Когда же вообще появилась эта идея и начались переговоры?
- Да, 13 сентября между губернатором Свердловской области, главой города и генеральным директором Государственного Эрмитажа было подписано соглашение о создании в Екатеринбурге культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал». С этого момента были официально обозначены намерения всех трех сторон всемерно содействовать реализации этой инициативы. А вообще ее разработкой мы занимаемся более двух лет. Просто мы делали это не в публичной плоскости.
- А от кого исходила эта инициатива?
- На самом деле от разных сторон, среди которых, естественно, Музей изобразительных искусств. В каком-то плане нам пришлось отстаивать свое право на то, чтобы «Эрмитаж-Урал» был именно у нас, поскольку это наиболее исторически оправданная локация. Не совсем справедливо по отношению к истории города было бы создать этот центр в пространстве какого-либо другого музея или отдельном здании.
Проект центра «Эрмитаж-Урал»
- Была какая-то конкуренция при выборе места размещения?
- Конечно, были мысли о том, что центр можно организовать, например, в Краеведческом музее. Были разные варианты, они все рассматривались, но у нас были небьющиеся козыри. К тому же, сам Эрмитаж согласен с тем, что представительство нужно открывать там, где на это есть конкретная историческая причина.
- Изначально говорилось о том, что центр будет располагаться в здании музея на улице Вайнера, однако несколько позже появилась информация о строительстве нового здания, которое будет примыкать к музею. С чем было связано такое решение?
- Здесь достаточно сложная ситуация. В силу конструктивных особенностей этого здания, а также того, что оно является памятником архитектуры, в нем невозможно обеспечить исполнение всех требований пожарной безопасности, технических требований самого Эрмитажа и так далее. К тому же, необходимо думать об элементарном комфорте посетителей. С открытием центра в значительной степени увеличится нагрузка на здание, поэтому было принято решение вынести всю внутреннюю инфраструктуру — фойе, гардеробы, уборные и так далее — за его пределы, в пристрой.
- Не думаете, что у многих могут возникнуть вопросы относительно современной постройки, примыкающей к памятнику, музею изобразительных искусств?
- Да, некоторые могут это рассматривать как попытку пристроить, условно говоря, «сосисочную» к памятнику архитектуры. Придется с этими людьми выстраивать отношения и давать понять, что другого пути нет, что это делается как раз для того, чтобы сохранить памятник в таком виде, в каком он находится сейчас.
- То есть выставочные залы будут находиться в здании?
- Конечно! Выставочные залы могут находиться только в здании, поскольку это родные стены Эрмитажа. Пристрой не несет какой-либо экспозиционной составляющей, исключительно функциональную. Кроме того, нашему музею предоставлено отдельно стоящее здание – Вайнера, 16. После ремонта там будет находиться фондохранилище и реставрационные мастерские.
Проект центра «Эрмитаж-Урал»
- Проект центра на сегодняшний день уже можно назвать окончательным, или возможны какие-то коррективы?
- В настоящее время этим проектом занимается рабочая группа, которая включает в себя множество специалистов. Сейчас мы прорабатываем возможность реализации этого проекта в тех объемах, которые изначально были нами задуманы. Но все не так просто, как может показаться. Мы планируем, проектируем, но жизнь вносит свои коррективы, может что-то поменяться. Надеюсь, этого не случится. Но то, что в Екатеринбурге будет эрмитажный центр по адресу Вайнера, 11, — это однозначно, других вариантов нет.
- Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации?
- На сегодняшний день одной из наиболее важных задач является перенос фондов музея. Во-первых, нужно найти подходящее помещение, а во-вторых — нужно понимать, что мы имеем дело не с мебелью из магазина, а с невосполнимыми культурными ценностями. На перевозку произведений искусства из одного здания в другое могут уйти месяцы. Это достаточно кропотливая работа, которую выполняют специалисты. Ее нельзя поручить грузчикам.
На самом деле проблем может быть сколько угодно. Здесь важно другое: сейчас все настроены на то, чтобы находить конструктивные решения любой проблемы, которая может возникнуть. Все понимают, насколько важен этот проект для нашего города.
- Изначально планировалось открыть центр «Эрмитаж-Урал» в 2016 году, к 80-летию Музея ИЗО. Повлияли ли все эти изменения проекта на сроки его реализации?
- Действительно, мы ставили эти сроки порядка полугода назад, когда не было этого проекта. Тогда это было возможно. Надеюсь, мы сделаем какой-то рывок к 80-летию музея, но в соглашении все же говорится о 2017 годе. Думаю, это более реалистичный срок, потому что объем изменений, которые коснутся музея, достаточно большой.
Проект центра «Эрмитаж-Урал»
- Но открытие центра «Эрмитаж-Урал» как-то будет отражено в юбилейной программе?
- Конечно! Мы планируем достаточно большой совместный научный проект и запуск лектория совместно с Эрмитажем. Также планируем сделать отдельную выставку из экспонатов, которые поступили к нам в благодарность от Эрмитажа за хранение коллекции в годы войны. Плюс на эту тему будет издан каталог.
На фоне этого значимого события нам важно поднять историю между двумя музеями на уровень имиджевой составляющей города. В качестве продвижения и развития туристической инфраструктуры многие используют образ Екатеринбурга как мрачного заводского города, в котором, к тому же, была расстреляна царская семья. Но мы за другие ценности. В городе произошло немало хорошего, в том числе спасение одного музея другим. Поэтому 2016 год пройдет под знаком воссоединения двух музеев в метафорическом смысле.
- Кто будет курировать выставки и образовательные программы центра «Эрмитаж-Урал», и как часто будет происходить смена экспозиции?
- Деятельность центра будет иметь системный характер: ежегодно будет проходить по две выставки по пять месяцев каждая. В рамках текущей работы музея мы бы, конечно, просто не смогли себе это позволить, потому что у нас нет ни условий, ни финансирования, ни ресурсов для приема таких сложных экспозиций в своих залах. На самом деле за последние 5 лет мы, так скажем, обласканы эрмитажными проектами. Только за это время у нас прошло две выставки из коллекции Эрмитажа. Для сравнения могу сказать, что есть много крупных городов, где таких выставок не видели 20 лет.
Вся научная работа и кураторство будет осуществляться сотрудниками Эрмитажа, хотя, конечно, наше мнение тоже будет учитываться. Как-то была даже озвучена такая фраза: «Екатеринбург, как город, который имеет такую историю с Эрмитажем, имеет право на то, чтобы быть особенным и просить то, что боятся попросить другие».
- С какой выставки хотели бы открыть центр «Эрмитаж-Урал»? Ведь, наверняка, об этом думали.
Я, наверное, вас расстрою, но пока не думал (смеется). Коллеги из Эрмитажа говорят, что уже знают, что у нас будет, однако мы пока не в курсе. Сначала это должен утвердить Михаил Борисович Пиотровский (директор Государственного Эрмитажа — прим. ред.). Выставки будут, и их будет много. Эрмитаж приезжает, и приезжает навсегда. Для меня это главное!
© Интернет-журнал «Global City» Сергей Демин