ЕКАТЕРИНБУРГ, 11 декабря, Global City. Екатеринбургский театр оперы и балета сегодня чествует свою прима-балерину. Блестящая танцовщица Елена Трубецкова (Грозных) нынешним вечером отпразднует 15-летие своей службы в театре. Профессиональный юбилей балерина отметит на сцене: в сфере искусства такие даты принято праздновать, погрузившись в работу. Зрителю покажут одну из самых любимых постановок примы «Сотворение мира», в которой она занята в роли Чертовки.
Накануне мы встретились с Еленой и расспросили ее, чем дорога ей эта роль, что лично для нее значат 15 лет на сцене и сколько трудов нужно приложить, чтобы стать примой одного из лучших театров страны.
- Лена, расскажи, пожалуйста, как началось твое восхождение на балетную сцену?
- Первые уроки хореографии я получила в детской танцевальной студии. Тогда мне было года 4 всего. В эту студию принимали только с пяти лет, но мама сказала комиссии, что я на год взрослее, и меня взяли. Так появились первые в моей жизни танцы и первый выход на сцену в «Снежинках», «Чунга-Чанге» и других детских постановках.
- Ты помнишь даже названия?
- Да, помню, конечно. Это же было все так чудесно! А еще помню несколько моментов из раннего детства, которые научили меня правильно вести себя на сцене. Например, во время одного из танцев у меня спала корона, я все время пыталась ее поднять, и Маргарита Петровна, мой преподаватель, начала шептать мне из-за кулис: «Не тронь корону! Танцуй дальше!». Эти слова ее я запомнила на всю жизнь. Главное правило артиста — что бы ни случилось, что бы ни произошло на сцене, нужно обязательно продолжать работать дальше. Это важно, потому что действительно во время выступления случается всякое. Например, однажды во время тарантеллы я случайно надела бубен на ногу. Ничего! Отшвырнула его и продолжила партию дальше.
- Ну и, вероятно, из детской студии ты прямой дорогой отправилась в балетную школу?
- Ой, нет. Дорога к балету была далеко не прямой. До того, как поступить в хореографическое училище, я попробовала себя во многом от спортивной гимнастики и цирковой студии до макраме и изобразительного искусства. Кстати, я рисую до сих пор. Очень люблю акварель.
- Так, а как же ты в итоге пришла в балет?
- С раннего детства я часто ходила в театр и очень любила балетные постановки. Видимо, яркие впечатления, полученные там, и повлияли на мое желание стать балериной. Как-то раз в нашем театре я встретилась с замечательной балериной и педагогом Маргаритой Петровной Окатовой, и она пригласила меня посещать ее балетные классы в Лицее имени Дягилева. Я согласилась. Некоторое время спустя я решила попробовать поступить в Пермское хореографическое училище.
Елена Трубецкова на занятиях в классе
- Сколько лет тебе тогда было? Решение не оказалось запоздалым?
- Было поздновато, честно говоря. Мне было 11 или 12 лет, наверное. Причем отправилась я в Пермь, когда учебный процесс был в самом разгаре, и мои сверстники уже находились на втором году обучения. Я даже не надеялась поступить: приехала просто проверить себя. Но меня взяли даже не смотря на то, что я оказалась не очень готова к просмотру, появившись перед комиссией лишь в шерстяных носочках и купальнике. Но я вышла на сцену, исполнила детскую партию из спектакля «Баядерка», и в этот же день была зачислена в училище.
- И ты была готова в течение нескольких лет находиться далеко от дома? Это ведь достаточно непростое испытание для ребенка.
- О, да, было, конечно, непросто! Все мы очень скучали по дому. В училище дневники и парты были исписаны «Я хочу домой» и еще «Я хочу кушать». Но желание ребенка — очень мощная сила, способная преодолеть многие трудности. А я очень хотела танцевать!
Ежедневная процедура – знакомство с расписанием на день вперед
- «Хочу кушать»? У вас в училище была особая диета?
- Думаю, сейчас иначе все, но когда мы учились, это были кризисные 90-ые годы, нас кормили ровно тем, что успели или смогли закупить в училище. Если это была капуста, мы ели ее во всех видах круглосуточно. Если перловка, то мы ели ее на завтрак, обед и ужин.
Чуть позже ситуация, конечно, выровнялась, появились и булочки, и молоко и многое другое. И даже не смотря на это, я все равно вспоминаю училище с доброй теплотой. Это были мои самые прекрасные годы.
На каждый из спектаклей Елена Трубецкова берет по несколько пар туфель
- И по окончании училища ты пришла служить в наш Театр оперы и балета?
- Не совсем так. Я пришла в театр после училища, но не после его окончания. Дело в том, что из-за внутреннего конфликта между педагогами меня отчислили вместе с одной из учениц. Тогда мой педагог Нинель Сильванович сказала мне: «Не расстраивайся, пожалуйста. Я тебе так много дала, что ты можешь спокойно идти в любой театр, и тебя возьмут». Конечно, я не могла не расстраиваться, но понимала, что это такая система. Многие из наших девочек, далеко не «балетных», пришли в училище и с помощью финансовых ресурсов там остались. Моя мама на такие способы решения проблемы не могла пойти. И я ей очень благодарна за это. А те девочки, которые в нужный момент «оказали благодарность» нужным людям, кстати, сейчас совсем не танцуют.
Я никого не обвиняю, напротив, считаю, что эта ситуация научила меня многому. Та же выдающаяся советская балерина Екатерина Макисмова, тоже когда-то отчисленная из училища, смогла стать великой танцовщицей. Ведь не диплом — показатель мастерства, а внутреннее рвение и стремление достигнуть чего-то большего.
Репетиция постановки «Пять танго»
- А как ты достигала своих личных вершин? Что стоит за твоей 15-летней карьерой на балетной сцене?
- Если честно, пока я пребываю в некотором шоке от осознания того, что с момента моего первого выхода на сцену Театра оперы и балета прошло уже 15 лет. Я не заметила, как они пролетели. С другой стороны, за это время я многое успела, пройдя длинный путь от кордебалета до ведущей солистки. Оглядываясь назад, могу сказать абсолютно точно, что все партии, которые я исполняла, даже маленькие и на первый взгляд незначительные, для меня оказались очень важными. Вообще в балете не бывает незначительных партий. Они сформировали меня и дали очень многое. Я очень рада, что стояла в кордебалете, потому что это научило меня смотреть на коллег, равняться, быть более дисциплинированной, видеть то, что находится позади. Теперь, даже когда я танцую соло и бегу, к примеру, спиной, я могу чувствовать, что позади человек. Выступление в «двоечках» и «троечках» тоже очень важно. В них я наращивала мастерство и технику. В конечном итоге все эти навыки позволили стать ведущей солисткой театра.
Гримерная. Подготовка к спектаклю
- Какие мечты тебя занимают сейчас?
- Очень хочу станцевать Китри в балете «Дон Кихот». Я уже готовила эту партию и мечтаю исполнить ее в новой постановке. Эта героиня нравится мне своей сутью, характером. Она жизнерадостная, очень импульсивная, страстная. Такая — истинная испанка! Я люблю подобные роли, характерные. И мне интересен этот технический уровень, он очень высокий — для меня он может стать новой планкой.
Еще хочу больше пробовать себя в современной хореографии.
Незадолго до выхода на сцену
- Интересно! Это желание пришло к тебе после опыта работы на последней «Dance-платформе», которая проходила в Театре оперы и балета в августе?
- Да, в рамках этого проекта я работала с Андреасом Хайзе, будучи занятой в его постановке «О, как бы я хотела». Он познакомил меня с совершенно другой хореографией. Она в корне отличается от той, какую я привыкла танцевать. Андреас вытащил из меня то, что я сама в жизни бы не сделала. И в этих полу-ползучих позах я открыла для себя столько всего интересного, что захотелось попробовать еще что-нибудь этакое, станцевать современный балет, который был бы наполнен мощной внутренней энергетикой.
Постановка «О, как бы я хотела»
- Какие черты характера главные в твоей профессии?
- Я считаю, что очень важно трудолюбие. Но самое главное, без чего бы я вообще ничего не сделала — это любовь.
- К профессии?
- Вообще любовь, в том числе, конечно, и к тому, чем занимаюсь. Я стараюсь любить все, с чем соприкасаюсь, без этого ничего не получится. Если ты не влюблен в профессию, то совершенно очевидно, никогда не получишь от нее удовлетворение, ну и как следствие — не достигнешь результатов.
Спектакль «Пять танго»
- Но ведь и тебе, наверное, порой чего-то не хочется делать на работе? Неужели ты всегда с удовольствием идешь в театр?
- Нет, конечно, бывают приступы усталости или лени. Но потом я думаю: «Господи, человек же может все. Мы даже летаем в космос! И неужели я не сделаю эти каких-то 2 пируэта». Потом беру и делаю их. Иногда не без дополнительных занятий.
В классе я создаю свою вселенную. А затем я выхожу на сцену, отбрасываю все и показываю свою личную галактику. И от этого получаю удовольствие, иногда даже до мурашек по коже. (смеется)
«Баядерка». Солор – Кирилл Попов, Гамзатти – Елена Трубецкова (Грозных)
- Как отметишь 15-летие профессиональной деятельности?
- Отмечу на сцене. К этой дате будет приурочен спектакль «Сотворение мира» — один из моих самых любимых — в нем я буду танцевать Чертовку. Это такая очень интересная роль: и игривая, и в то же время демоническая, и завлекающая, и открытая. И, хотя «Сотворение мира» - один из первых спектаклей, в котором я исполнила ведущую партию, мои теплые чувства к нему связаны скорее не с этим, а с тем, что в нем хорошая хореография и, что немало важно, много юмора, неожиданного для классики.
Елена Трубецкова в роли Чертовки
- Судя по всему, ты вообще очень любишь вещи, подразумевающие неожиданный подход или даже риск?
- Я очень люблю рисковать! Это так классно! Не скажу, конечно, что с головой погружаюсь в любую задумку, но считаю, что если есть возможность в чем-то еще себя попробовать, то нужно этим пользоваться. Я беру пример с детей. Они ведь такие бесстрашные и уверенные в себе: «Вы хотите, чтобы я станцевал? Пожалуйста!», «Рассказать стих? Пожалуйста!», «Построить звездолет? Пожалуйста!». Ребенок лишен табу, которых предостаточно у взрослых. Если по сути оставаться таким же чистым и светлым, как ребенок, не сомневающийся в себе, тогда все будет получаться. Я в это верю!
© Интернет-журнал «Global City» Надежда Плотникова