Scroll Down
 -3 °C ММВБ  $100.68   €106.08

«И красиво, и цинично, и страшно, и светло»: ТЮЗ открывает сезон нехрестоматийным Пушкиным

14:23 4 сентября 2018
В Екатеринбургском театре юного зрителя уверены, что открывать сезон премьерным спектаклем – хорошая примета, поэтому ТЮЗ приглашает дать старт 89-му театральному сезону постановкой «Евгений Онегин» и пролистать «энциклопедию русской жизни» в новом прочтении.
«И красиво, и цинично, и страшно, и светло»: ТЮЗ открывает сезон нехрестоматийным Пушкиным
Фото в материале: Алексей Патентный

Постановка 2018 года – не столько осовремененный, сколько приближенный к зрителю, уподобившийся ему спектакль. По словам создателей-постановщиков, они будут ждать в зале и тех, кто лишь знакомиться с романом (возрастной ценз спектакля 14+), и тех, кто готов в очередной раз окунуться в многогранное произведение из школьной программы. Постановщик Ксения Кузнецова признается, что если зрители захотят прочитать или перечитать классика, это станет самой высокой оценкой ее работы. 

Не может не радовать то, что постановочная группа невероятно бережно обошлась с оригинальным текстом и ограничилась лишь тем, что сократила его. Правда, сократить пришлось в несколько раз: с 7,5 часов аудиоверсии авторского текста до 1,5 часов постановки. Но это сокращение видится скорее плюсом, нежели минусом, ведь, несмотря на то, что спектакль не отражает всех исторических реалий и не показывает мир XIX века в его фактографичности, полутора часов достаточно для того, чтобы показать ключевые моменты романа, рассказав зрителю о том, что волнует не одно поколение.

«Моя задача – услышать Пушкина, – признается режиссер Ксения Кузнецова. – Текст оставили неизменным, герои говорят о себе от третьего лица. Мы поставили роман таким, каким его написал Пушкин, ведь «Евгений Онегин» – это и красиво, и цинично, и страшно, и светло».

Показы «Евгения Онегина» пройдут на Малой сцене театра, и это – принципиальное решение режиссера. Несмотря на скромное сценическое пространство, в постановке занято 14 актеров, которые практически все время находятся на сцене в полном составе. Роли Татьяны Лариной и Евгения Онегина исполняют по три артиста.

«На малой сцене зрители находятся в очень близком доступе, – объясняет выбор сценического решения Ксения Кузнецова. – Все оформлено таким образом, чтобы можно было наблюдать максимальную выразительность лиц, следить за мимикой, движениями. Нам хотелось максимального приближения. Более того, у наших актеров стояла сложносочиненная задача: не только видеть, но и слышать зрителя, ощущать, как Пушкин дышит через него».

Своей благоговейной любви к Александру Пушкину режиссер не скрывает и подчеркнуто гордится ей. Бессмертный классик прост, доступен, но при этом многогранен:

«Для многих современных подростков Пушкин – это когда нужно выучить, сдать и забыть. Но Пушкин гораздо ближе и гораздо больше. Мы постарались отойти от «залакированного» Пушкина и пробудить в зрителях желание прочитать или перечитать «Евгения Онегина». Пушкин для меня бесценен во всех смыслах. Для нашей культуры и литературы он – отправная точки».

Над костюмами в ТЮЗовской постановке работала Ольга Гусак.

«Мы хотели добиться легкого восприятия, приближенного к зрителю. Костюмы в спектакле прежде всего удобные, они нравятся актерам, что немаловажно. Художники постарались передать больше чувства, чем задокументировать наряды XIX века», – говорит Ольга.

И действительно, Татьяна Ларина глазами постановщиков Екатеринбургского ТЮЗа – трогательная и трепетная барышня в начале и мудрая дама в конце спектакля. Но на протяжении всей постановки она выглядит как девушка или женщина из соседнего дома, которая может выйти из театрального зала прямиком на улицы города в XXI веке. Легкие, силуэтные одежды подчеркивают образ, делая его приближенным к современности, а не документирующим ушедшую эпоху.

Композитором постановки стал новоиспеченный музыкальный руководитель театра Александр Жемчужников. Не боящийся смелых решений глава «Другого оркестра» решил, что герои должны петь.

«Пение может по-другому преподнести смысл, – говорит Жемчужников. – Это решение пришло легко, а вот трудным был выбор фрагментов, которые превратятся в вокальные партии».

«Евгений Онегин» на сцене ТЮЗа вышел не только музыкальным, но и пластичным. Над хореографией работала Анна Еременко.

«Целый месяц мы не только говорили, но и дышали Пушкиным, – улыбается хореограф. – Моей целью были движения, в которых есть смысл. Для меня эта работа – возможность встретиться с Пушкиным».

Основной аудиторией спектакля наверняка станет подрастающее поколение. Режиссер уверена: опасения по поводу того, что театральные метафоры не будут считаны подростками, абсолютно беспочвенны.

«Почему мы так не доверяем нашему молодому поколению? Я не считаю, что нынешняя молодежь чего-то не понимает, или что классика им не интересна, - говорит Ксения. – Они другие, и слава богу, что они другие. И другие смыслы они иногда привносят, до этих смыслов я сама не сразу дохожу. Задача постановщика – не поставить точку. Читайте Пушкина как хотите! Только читайте».

Премьерные показы пройдут в ТЮЗе 4, 19 сентября и 3, 16 октября. Подробнее — на официальном сайте театра.

© Интернет-журнал «Global City»

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram, и читайте больше хороших новостей!
Места

Поделиться


16+