Екатеринбургский музей изобразительных искусств в рамках программы культурного обмена Китая и России «Один пояс – один путь» представил выставку произведений современных китайских художников Лю Жуншэна и Гао Джаджуня – «Рожденные дуновением духа. Произведения современной китайской каллиграфии Лю Жунншэна и живописи Гао Джаджуня».
Приписываемая корифею китайской каллиграфии Ван Си-чжи (IV век) цитата «Ян ци светится как блеск отвесных стен; инь ци неуловимо, как рождаемое дуновением духа», объясняющая принцип различения полярностей инь-ян в эстетике каллиграфии, наиболее точно отражает суть древнейшего вида искусства и философствования Поднебесной. Пластичность и динамизм этого вида искусства и философствования, возможность концентрации глубокого содержания в одном или нескольких знаках с течением времени стали главным типологическим признаком искусства Китая, проявленным по-разному как в его традиционных видах, так и в современных.
Лю-Жуншэн. Иероглиф «Жэнь» (Гуманность)
Выставка в Музее изобразительных искусств собрала несколько десятков свитков современного мастера каллиграфии Лю Жуншэна – профессора, члена Китайской ассоциации каллиграфов провинции Хэбэй, автора таких работ, как «Классическая китайская поэзия», «Исследование уставного написания» и других. Основы экспозиции составляют комментарии художника к «Пяти добродетелям» конфуцианства. Философия Конфуция держится на этих пяти качествах «благородного мужа», воспитывая в себе которые человек достигает гармонии с внешним и внутренним миром. Согласно мысли Ку, если каждый гражданин станет развивать эти качества в себе, то непременно наступит всеобщий мир, гармония и процветание.
Вторая часть выставки представляет цитаты из произведений русских писателей и мыслителей, среди которых Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский и другие. Выбор именно этих авторов и подбор конкретных цитат (например, «Наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей…» (И.С. Тургенев, роман «Рудин», 1855)) отражает не только внимание художника-каллиграфа к русской культуре, но и попытку поиска общих основ с традиционной китайской философской и этико-моральной мыслью.
Лю-Жуншэн.Цитата из Ф.М.Достоевского (2017). Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. (Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, XXIV)
Лю-Жуншэн.Цитата из Л.Н.Толстого (2017). Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни. (Л.Н. Толстой. Статья «О науке и искусстве»)
«Я приехал сюда, чтобы русские больше узнали о нашей культуре. Выставка послужит отправной точкой в укреплении сотрудничества между нашими странами», - поясняет основной мотив организации выставки Лю Жуншэн.
Дополняют экспозицию живописные произведения Гао Джаджуня – руководителя центра цифровой живописи и каллиграфии центрального канала CCTV. Листы в жанре «горы-воды» («шань-шуй»), по своей стилистике отсылающие к ранней живописной традиции Китая, подчеркивают ее тесную связь на протяжении веков с каллиграфической традицией. Эта связь выражается как в самом духе практически монохромных произведений, так и в технологии используемых мастером инструментах.
Таким образом, выставка позволяет познакомиться с двумя традиционными видами искусства Поднебесной, их современным состоянием, а также в очередной раз подчеркивает тему тесных культурных контактов России и Китая.
Выставка доступна для посетителей с 6 апреля по 13 мая 2018 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.
Музей открыт со вторника по четверг с 11:00 до 20:00, с пятницы по воскресенье с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше; понедельник — выходной. Стоимость билетов: 100 рублей — льготный, 250 рублей – полный.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина