Выставка Берлинского Дома литературы «Жить или писать. Варлам Шаламов» представлена в Ельцин-центре Музеем истории ГУЛАГа.
По словам организаторов, это первый проект столь подробно и многопланово представляющий судьбу писателя в экспозиционном пространстве. Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями, архивами и частными правообладателями. Основу выставочного повествования составляют документы из фонда Варлама Шаламова и Российского государственного архива литературы и искусства, также представлены материалы из Государственного литературного музея, Музея истории ГУЛАГа, международного Мемориала, мемориального Музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний.
В экспозиции представлена серия живописных портретов В.Т. Шаламова кисти московского художника Николая Наседкина, фотографии Колымы польского фотографа и журналиста Томаша Кизны, акварельные пейзажи Георгия Вагнера.
Редкие издания работ В. Шаламова, в том числе первых зарубежных публикаций, а также материалов из личных архивов предоставлены: Александром Ригосиком – наследником авторских прав Шаламова и генеральным директором Фонда сохранения, изучения и популяризации творческого наследия Варлама Шаламова; Валерием Есиповым – автором первой в России монографии о Варламе Шаламове; Сергеем Соловьевым – руководителем проекта «Shalamov.ru».
Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.
Варлам Шаламов – автор одного из сильнейших литературных свидетельств о лагерях сталинского ГУЛАГа. Его «Колымские рассказы» вписываются в ряд самых известных произведений, ставших гуманистическим откликом на события XX века, знаменовавшие крушение ценностей цивилизации. Шаламов считал сталинские и гитлеровские лагеря явлениями одного порядка. Их нельзя отождествлять, но необходимо сравнивать и обозначать перспективу такого сравнения. Поэтому тексты Варлама Шаламова должны быть осмыслены в одном ряду с произведениями таких авторов, как Хорхе Семпрун, Примо Леви, Имре Кертес, Жан Амери с их свидетельствами о лагерях Освенцима и Бухенвальда.
Название выставки не случайно перекликается с заглавием книги Хорхе Семпруна «Писать или жить», который был сторонником однозначного и решительного осуждения сталинизма вслед за осуждением национал-социализма и фашизма. По его словам, только такая «двойная память», осмысливающая сущность обеих диктатур, была бы способна сплотить Европу, пережившую ужасы двадцатого столетия. Свой призыв к культурной фиксации этой «двойной памяти» писатель обращал прежде всего к немцам, народу, пережившему господство обоих тоталитарных режимов. Проект «Жить или писать. Варлам Шаламов» в значительной степени является откликом на этот призыв.
Выставка доступна для посетителей в Арт-галерее Ельцин-центра с 31 октября по 3 декабря 2017 года ежедневно с 10:00 до 21:00. Вход свободный.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина