«Прежде всего надо понять, когда рок-музыка появилась. Есть такой стереотип, что рок-музыка на Урале возникла где-то к началу 80-х годов XX века, но это не совсем верно. Точно можно сказать, что она здесь появилась в 61-м году, когда возникли самодеятельные коллективы, ориентирующиеся на исполнение рок-н-ролла. Затем они исполняли битловские песни. В Свердловске их было несколько, например, группа «Эльмашевские Битлы», – говорит Тимофей Чаплюк.

Фото: из личного архива Тимофея Чаплюка
ДО Свердловского рок-клуба
Британская рок-группа The Beatles, появившаяся в 1960 году, вдохновила молодое поколение, продемонстрировав, какой может быть музыка. Ливерпульская четверка экспериментировала. В разные периоды в их альбомах слышалось влияние поп-музыки, кантри, блюза и даже психоделического рока. Хотя в мировой истории в число первых музыкантов, исполнявших рок, причисляют Элвиса Пресли благодаря песне That’s All Right Mama, но в Свердловск пробралась слава именно The Beatles.
Т.Ч.: «Музыка, которую исполняли The Beatles и другие британские коллективы, о которых узнали в Свердловские, разительно отличалась от того, что предлагали музыканты здесь».

В 60-е годы XX века между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки еще стоял «железный занавес», поэтому рок-музыка проникала в страну медленно и не без препятствий. В Свердловске в тот период была своя уральская школа музыки, например, одним из самых известных ее представителей был композитор Евгений Родыгин, написавший «Уральскую рябинушку». Поэтому музыкантам, желающим играть иную музыку, только и оставалось, что выступать по кабакам.
Т.Ч.: «Это можно назвать первыми такими ростками рок-музыки на Урале. И они появились неслучайно. Все эти веяния пришли из Москвы, где в 1957 году проходил фестиваль студентов и молодежи. Появлялись записи, появлялся интерес. То есть сначала сформировалась когорта музыкантов, желавших это исполнять, а затем это все стало распространяться как настоящее молодежное движение. К началу 70-х уже было под несколько десятков коллективов, играющих рок-музыку. Но, наверное, самый важный фактор – 75-й год, когда стали проводиться фестивали студентов, в том числе в УПИ (Уральский политехнический институт, сегодня – УрФУ). Под конец 70-х уже к нам стали активно приезжать известные московские коллективы».
Стоит отметить, что Свердловск был довольно развитым в музыкальном плане городом. Здесь действовали филармония, консерватория, театры. Поэтому горожан, увлекающихся музыкой, было немало. Взаимодействие с зарубежной музыкой, взаимодействие с музыкантами из других советских городов и инициативные уральцы, желающие создавать новую музыку – три кита, благодаря которым рок-музыка начала развиваться в Свердловской области.
Через тернии к звездам

Сегодня, когда скорость интернета чуть ли не быстрее скорости человеческой мысли, тренды формируются мгновенно и одновременно в разных точках на карте мира. В 60-70-е годы XX века информация из точки «А» в точку «Б» доходила медленно. Если в Ленинграде и Москве в начале 60-х было довольно много музыкальных групп, исполняющих свою авторскую рок-музыку, то в Свердловске было по-другому. Здесь играли зарубежные хиты, исполняя их на русском языке. О том, чтобы писать свою музыку, долгое время в Свердловске не задумывались.
Т.Ч.: «Мне кажется, это важно. Ведь одно дело, когда вы исполняете чужой репертуар. Пусть он соответствует определенному стилю, жанру музыки, но это не помогает вам восприниматься окружающими, как самостоятельная творческая единица».
В 1973 году в Свердловске 15-летние Саша Пантыкин и Игорь Скрипкарь решили, что хотят создавать свою музыку. Их первая группа называлась «Слепой музыкант». Мальчишки профессионально занимались музыкой, поэтому проблем с исполнением и написанием песен у них не было. В тот период популярностью пользовался британский прогрессив-рок (Yes,Genesis), и именно в этом стиле они стали искать себя.
Т.Ч.: «У «Слепого музыканта» была такая русская версия британского прогрессив-рока. То есть это музыка, которая требует серьезных исполнительских и композиторских навыков. Пантыкин решил сочинять нечто подобное и у него это вполне стало получаться».
Преодолев одну проблему, которая заключалась в отсутствии авторской музыки, появилась другая. Оказалось, что в Свердловске негде играть. Здесь не проводились фестивали, а концертные площадки, которых было не так много, ориентировались на уже известных артистов, посещающих город с гастролями. Поэтому уральские рокеры во главе с Пантыкиным отправились покорять фестиваль в Прибалтике, но под новым названием. В 1975 году при Свердловском архитектурном институте появилась группа «Сонанс», а «Слепой музыкант» перестал существовать.

Проблемы обрушивались на молодых музыкантов одна за другой. Вроде бы начали писать авторскую музыку и нашли площадки для презентации себя, но, чтобы музыка звучала и оставалась на слуху, ее надо записывать, а студий звукозаписи в Свердловской области не оказалось. Поэтому Александр Пантыкин в 1980 году в составе группы «Сонанс» берет магнитофон, пленку, и записывает первый магнитный альбом «Шагреневая кожа».
Т.Ч.: «Это вполне уже исполнительский, композиторский уровень. То есть это такая экспериментальная музыка. И это было не для массового слушателя».
Однако история группы «Сонанс» как и «Слепого музыканта» довольно короткая. В 1980 году группа распадается. Александр Пантыкин создает «Урфин Джюс», а все остальные участники «Сонанса», к которым присоединяется Настя Полева, уходят в группу «Трек». Оба музыкальных коллектива активно развиваются, имеют пул поклонников. Но тексты для «Урфин Джюс» пишет Илья Кормильцев. Человек, который чувствовал музыкальный ритм и умел передавать его в стихах, понимал рок-лирику. Так, Илья Кормильцев создает удивительные тексты, которые в определенный момент выдвигают «Урфин Джюс» на передний план.
Т.Ч.: «Если в ленинградском и московском роке можно найти политический посыл в песнях, то у нас этого не было. У свердловских групп больше какая-то образность в песнях присутствовала, но не политика. То есть они ориентировались на что-то художественное».
Свердловский рок-клуб

Т.Ч.: «У нас в Свердловске играли изысканную и изобретательную музыку, арт-рок. Здесь альбом – это целое произведение, а не просто набор песен. И на Урале как будто бы арт-рок был какое-то время главным направлением».
Отцы-основатели свердловского рока Александр Пантыкин, Игорь Скрипкарь, Иван Савицкий, Илья Кормильцев объединили вокруг себя единомышленников. В середине 80-х годов стало проще записывать альбомы, появились возможности для выступлений. Свердловская рок-музыка гармонично развивалась, обретя собственное лицо. В 1982 году студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создают рок-группу, которая прославилась под названием «Наутилус Помпилиус». Вадим Самойлов на радиотехническом факультете УПИ создает в 1984 году группу ВИА РТФ УПИ, которая в 1987 году выступает под названием «Агата Кристи». Владимир Шахрин и Владимир Бегунов в 1985 году начинают играть в группе «Чайф».
С момента начала рок-движения на Урале до момента основания Свердловского рок-клуба проходит около 13 лет, если считать точкой отсчета создание группы «Слепой музыкант» в 1973 году. В 1981 году появляется Ленинградский рок-клуб; в 1985 году – Московский рок-клуб; в 1986 году – Свердловский рок-клуб. До 1986 года рок-группы формируются сами собой, гастролируют, участвуют в фестивалях. Тот же «Наутилус Помпилиус» к 1986 году уже заявил о себе и обрел большое количество поклонников.

Т.Ч.: «То, что в Ленинграде началось в 80-е, до нас дошло где-то вот в году 84-м, но до этого у нас было ведь что-то свое. И почему так получилось, что «Наутилус» считался чуть ли не лучшей группой 88-го года? То есть в определенный момент свердловский рок задвинул Ленинградский рок-клуб. И это очень забавно получилось, потому что они взяли все лучшее, что можно было от ленинградцев, и в момент, когда ленинградцы дошли к какой-то финальной точки, что им было нечего предложить, свердловские рокеры заявили о себе и выиграли».
Свердловский рок-клуб появился в 1986 году. С одной стороны, эта институция была необходима, чтобы решить множество проблем музыкантов – с концертными площадками, с трудоустройством. С другой стороны, эта организация тоже имела бюрократические проволочки. Здесь действовал свой худсовет, а перед презентацией песен необходимо было пройти процесс литования текста.
Т.Ч.: «Что давал рок-клуб? Возможность выступать, возможность иметь членство, даже некую работу, возможность проходить процесс литования текстов. То есть любой исполнитель, сочиняющий песни, должен пройти стадию цензуры, связанную с лирикой. Если это профессиональный композитор из Союза композиторов, то там с этим проблем, наверное, меньше. Но если ты рокер, особенно замеченный в каких-то протестных движениях, ты можешь не пройти. А в данном случае процесс литования упрощал процедуру».

Свердловский рок-клуб стал проводить фестивали. Для музыкантов это была прекрасная возможность выступить перед публикой, найти своего слушателя, заявить о себе.
Т.Ч.: «Поначалу хотя бы было понятно, в чем оригинальность свердловского рока. А когда появился Свердловский рок-клуб, то есть ощущение, что это просто какой-то бренд».
Может, поэтому Свердловский рок-клуб как институция перестал существовать в 1991 году. Последней группой, вступившей в его ряды, был коллектив «Смысловые галлюцинации».
Т.Ч.: «Свердловский рок-клуб неспроста приказал долго жить, потому что он просто оказался не нужен. Началось другое время. Тогда для музыкантов вступление в ряды Свердловского рок-клуба – это возможность поучаствовать в фестивалях, обрести призвание. Для людей – это молодость! Это ощущение, что они причастны к чему-то очень необычному. Поэтому вот так, в общем-то, на этой теме и очень любят наживаться, потому что это ностальгия. Но, когда людей спрашиваешь: «А что в этом такого было?». Они ничего не могут ответить. Просто ничего другого не было».
ПОСЛЕ Свердловского рок-клуба

Т.Ч.: «Дефицита площадок нет. Дефицита внимания к исполнителям нет. Есть дефицит самого явления, а его уже не сделаешь по старым лекалам, к сожалению».
В 1991 году появилась Российская Федерация, а уралец Борис Ельцин стал первым президентом России. Вся страна вмиг оказалась в новом времени, которое диктовало новые правила жизни. Свердловский рок-клуб перестал существовать в 1991 году, тоже оказавшись в новом времени, в котором он, возможно, был уже не нужен. Теперь провести рок-фестиваль, записать песню, зазвучать на радио стало легко. Рок-группы, начинающие в Свердловске в конце 80-х, собирали стадионы и имели армии фанатов – «Чайф», «Наутилус», «Агата Кристи» вписали себя в историю России как рок-легенды.

На смену им в нулевые и десятые пришли «Курара», «Сансара», «Москва-Луна», «Обе Две». Но оказали ли на эти группы влияние уральские рокеры? Стали ли они продолжателями уральской школы? Вряд ли удастся ответить на этот вопрос сейчас. Проживая исторический момент, сложно обратить на него внимание из вне, поэтому остается только прислушиваться к своему, поэтому субъективному, мнению. Эти и следующие за ними группы будут считаться уральскими по месту рождения. Они будут снимать клипы про Екатеринбург, писать песни про Екатеринбург. Но будет ли их отличать что-то от московских, петербургских, новосибирских, омских групп? Вопрос, оставленный без ответа.
В 2026 году в Екатеринбурге проведут год Уральского рока, вспомнив наследие, созданное Пантыкиным, Бутусовым, Самойловыми, Кормильцевым и другими отцами-основателями и Свердловского рок-клуба, да и в целом свердловского рока. А Global City продолжит углубляться в рок-тему, чтобы узнать, какой он – рок-код Свердловска.
Фото: Global City / Светлана Цыганова: фотографии сделаны в рок-зале Музея Андеграунда, где хранятся предметы, переданные рок-музыкантами
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова
+2 °C














