ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июня, Global City. Пособия типа «Что делать, если к вам приехала Летучая» или «Как не пустить «Ревизорро» на кухню» теперь в большом ходу среди собственников бизнеса в сфере обслуживания. Ведущая резонансной программы «Ревизорро» Лена Летучая стала, пожалуй, первым российским журналистом, который смог довести практически до истерики большую часть отечественных рестораторов и отельеров, включая тех, к кому она еще не успела наведаться со своей проверкой.
Вот уже больше года она колесит по России, рассказывая зрителям телеканала «Пятница!» об уровне сервиса в кафе, ресторанах и отелях разных городов России. Сказать, что Летучую не всегда рады видеть - все равно что ничего не сказать. Визиты «Ревизорро» всегда внезапны, а результаты проверок более чем детальны. Настолько детальны, что становятся основой для внеплановых проверок Роспотребнадзора.
В Екатеринбурге программа «Ревизорро» была два раза. И оба визита Летучей оказались весьма громкими. Global City побеседовал с Еленой и выяснил, получили ли уральские истории судебное продолжение, и как часто ей приходится слышать в свой адрес обвинения в ангажированности проекта.
И да, ее фамилия настоящая.
- Ваш путь в журналистику был довольно оригинальным. Если не ошибаюсь, в эту профессию вы пришли, будучи уже довольно опытным финансистом. Что побудило кардинально сменить область профессиональных интересов? И не жалеете ли вы, что этого не случилось раньше?
- Я рада, что у меня был такой опыт и есть экономическое образование. Я работала в достаточно крупных организациях, в РЖД, в газпромовской структуре, и это стало для меня хорошей школой жизни. Абсолютно не жалею, что не пришла в тележурналистику раньше. Все, что происходит в жизни, происходит в свое время, я в этом убеждена. В тот момент, когда я поняла, что работа финансиста не приносит мне удовольствия, начала поиски. Никогда не грезила телевидением, никогда не мечтала о славе и популярности, просто искала такую профессию, которая доставляла бы мне удовольствие. Ведь работе мы отдаем 80% своего времени, и то, чем мы занимаемся должно радовать. И когда, обучаясь в школе телевидения, сняла свой первый сюжет о донорстве крови «Подари жизнь», поняла, что журналистика – это мое. Тогда я была и автором, и продюсером, и корреспондентом, и режиссером монтажа, собирала свой сюжет от и до. И поняв, что посредством своей работы могу рассказывать людям о важных, очень полезных вещах, оказывать людям реальную помощь, почувствовала себя по-настоящему счастливой. Возможно, если б я пришла в журналистику раньше, меня не заразила бы так эта профессия, поэтому смена сферы деятельности произошла в моей жизни очень вовремя.
- Программа «Ревизорро» для российского телевидения абсолютно новый продукт. С какими сложностями приходилось сталкиваться в процессе освоения незнакомого для отечественной журналистики формата?
- «Ревизорро» - это уже не просто телевизионный продукт, это настоящий социальный проект, он пошел, что называется, в народ. Мы учим своих зрителей, что каждый гость ресторана, гостиницы, аквапарка имеет право на достойный уровень сервиса и каждый может требовать за свои честно заработанные деньги качественную услугу. Я вижу, как люди реагируют на эту информацию, осмысливают ее, особенно молодежь. Вы замечали, что люди более старшего поколения предпочитают не предпринимать никаких действий, если им, скажем, принесли кислый салат или нагрубил официант? Человек заплатит за салат и больше в это заведение не придет. Но ваше право – попросить заменить блюдо или пожаловаться на официанта управляющему. Огромное количество народа учится этому с помощью нашей программы, и это здорово.
В начале проекта сложности, безусловно, были. Для меня, как для ведущей, основной сложностью стало освоение формата репортажной съемки.Я ведь не имею сценария, все, что происходит в кадре – мои эмоции и решения – все в режиме «лайф». Для неподготовленного человека без опыта работы в кадре это сложно. Благо, хороший продюсерский бекграунд очень мне помог.
- Вы привлекали консультантов и экспертов для подготовки нормативно-правовой базы для реализации проекта?
- Перед запуском «Ревизорро», безусловно, была проделана огромная работа. Юристы телеканала подготовили всю необходимую базу, которую затем я очень тщательно изучала.
- А как составляете список заведений, которые планируете посетить с проверкой перед поездкой? Особенно интересуют крупные города - сотни заведений, тысячи разных отзывов...
- В каждом городе проверяем пять заведений. Во время выбора опираемся только на отзывы людей, которые живут в том или ином городе. На сайте «Пятницы!» есть «Книга жалоб», мы сначала смотрим ее, потом мониторим на известных ресурсах другие отзывы, читаем комментарии. Стараемся во всех городах проверять достаточно популярные заведения, берем бюджетное кафе и известный дорогой ресторан. Гостиницы также смотрим разные по «звездности», выбирая бюджетный и более дорогой вариант.
- Вот вы посещаете с проверками как дорогие, так и вполне бюджетные заведения. Но ценовая политика ресторана (гостиницы) формирует соответствующий сервис. Вы же посещаете с одинаковыми требованиями как дорогие, так и бюджетные заведения. Не думаете, что это ход против законов бизнеса?
- У меня всего пять пунктов, по которым я оцениваю заведения. И они самые элементарные. К пятизвездочным отелям и дорогим ресторанам я предъявляю более высокие требования, так как цены у них на порядок выше. Но, согласитесь, как в дорогой, так и в дешевой гостинице должно быть приятное вежливое обслуживание, чистота и порядок. Гостю любого отеля хочется, чтобы его приветливо встретили, заселили в опрятный номер, где он не задыхался бы от пыли. Это элементарные требования, которые должны соблюдать все.
-А приглашения приехать с проверкой от самих владельцев заведений получаете? Как на них реагируете?
- Огромное количество приглашений приходит, но я никак на них не реагирую, потому что «Ревизорро» едет по собственному плану.
- Ваша работа – это риск в чистом виде. По сути, каждый выпуск «Ревизорро» демонстрирует неизбежный конфликт интересов съемочной команды программы, исполняющей свою работу, и сотрудников заведения, тоже преследующих свои профессиональные интересы. Как часто эти конфликты доходят до крайностей?
- Работа действительно стрессовая и рискованная. Ситуации случаются разные, и зрители это видят. Поэтому на съемках со мной присутствуют охранники, которых мы специально нанимаем, чтобы защитить съемочную группу в особо опасных случаях.
- Комментируя правовой аспект действий «Ревизорро», ряд рестораторов и отельеров отмечают, что вы нарушили их право собственности, вторгнувшись на их территорию без согласия. Кроме того, по постановлению главного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил», введен запрет на нахождение посторонних лиц в производственных и складских помещениях организаций общественного питания. Как же все-таки удается создавать «Ревизорро», не нарушая при этом закон?
- Я бы посоветовала рестораторам тщательней изучать законы Российской Федерации и вместо того, чтобы оправдывать себя и клеветать на «Ревизорро», навести порядок на кухне своего заведения, кормить гостей свежими продуктами.
- Часто приходится слышать, что «Ревизорро» мог бы быть отличным инструментом для рекламы и устранения конкурентов в ресторанном и гостиничном бизнесе. Не считаете сами эту позицию логичной?
- Программа «Ревизорро» полностью финансируется телеканалом «Пятница!». Слышать обвинения в адрес программы лично мне очень обидно, потому что она выходит в эфир уже год, и все это время мы работали абсолютно честно, я пресекала все попытки со стороны управляющих заплатить или договориться. Моя совесть чиста, и репутация программы тоже. И поверьте, не существует таких денег, которые могли бы заставить нас предать доверие наших зрителей.
- Невозможно не вспомнить ваш недавний визит в екатеринбургский ресторан «Подсолнухи». Там после вашего визита руководство сделало даже видеосюжет, в который вошли записи с камер внутреннего наблюдения. Довольно обильно были прокомментированы ваши действия и даже озвучены намерения подать на создателей программы в суд. Как часто истории получают продолжение после вашего отъезда? И что вы делаете для того, чтобы нивелировать возможное продолжение конфликтных взаимоотношений с расстроенными рестораторами и отельерами?
- Обвинения в адрес «Ревизорро» в ангажированности или коррупции звучат, но ни одно из них ни разу не подтвердилось. Примечательно, что, как правило, подобные обвинения звучат из уст владельцев, чьи заведения не прошли проверку. Объективность нарушений всегда можно увидеть в эфире. Я уверена, все здравомыслящие люди, посмотрев сюжет, понимают это.
Еще раз повторю, пусть рестораторы и отельеры наводят порядок у себя в заведениях, вместо того, чтобы оправдывать их ужасное состояние моей недобросовестной работой. Результаты проверок «Ревизорро» вы можете сравнить с результатами последующих проверок Роспотребнадзора. И вы увидите, что все нарушения, показанные в программе, подтверждаются данным ведомством.
© Интернет-журнал «Global City» Надежда Плотникова